Культелеев Т., Те А. Проблемы создания и регистрации товариществ с ограниченной ответственностью в Республике Казахстан. – 2014. – Июнь.

Культелеев Таир Юрист Юридической фирмы «AEQUITAS»

Тё Александр Младший юрист Юридической фирмы «AEQUITAS»

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРИЩЕСТВ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Казахстанское законодательство предусматривает целый ряд организационно-правовых форм для коммерческих организаций, к которым относятся полное товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью, товарищество с дополнительной ответственностью, акционерное общество и т.д. Наиболее привлекательной для лиц, желающих начать свой бизнес в Казахстане, организационно-правовой формой компании является товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО). Это связано, прежде всего, с относительно простой процедурой создания юридического лица в этой форме, юридической защищенностью прав учредителей (они не отвечают по обязательствам ТОО и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов) и минимальными финансовыми затратами в связи с небольшим размером уставного капитала ТОО. Хотя существующая практика показала популярность ТОО (как свидетельствует статистика, на сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано около 300 000 компаний в данной организационно-правовой форме), процесс создания ТОО в РК все-таки имеет свои проблемные стороны. Чтобы помочь избежать осложнений и возможных ошибок при создании и регистрации ТОО, а также учесть все особенности правоприменительной практики, в данной статье вниманию читателей предлагаются краткое описание порядка регистрации ТОО с учетом изменений законодательства, имевших место в 2011 – 2013 годах, и акцентом на тех вопросах, на которые необходимо обратить особое внимание. Кроме того, статья содержит некоторые предложения по совершенствованию законодательства РК, которые, по мнению ее авторов, помогут разрешить существующие проблемы в данной сфере.

Наименование ТОО

В соответствии с положениями гражданского законодательства РК юридическое лицо имеет свое наименование, позволяющее отличить его от других юридических лиц. Юридическое лицо имеет исключительное право использования фирменного наименования. В 2011 году статья 38 Гражданского кодекса РК была дополнена следующим положением: «наименование юридического лица не должно полностью или в части дублировать наименование юридических лиц, зарегистрированных в Республике Казахстан». Целесообразность данной нормы остается спорной, в первую очередь, по той причине, что на дату ее введения в Казахстане уже существовало огромное количество юридических лиц с относительно похожими фирменными наименованиями, которые не обязаны были перерегистрироваться и изменить наименование после вышеуказанных поправок в законодательстве. Соответственно, данная норма применятся только к вновь создаваемым юридическим лицам, что тоже создает определенные трудности с выбором их наименования, так как ясные и четкие критерии, по которым оценивается, имеет место дублирование в наименовании юридических лиц или нет, законодательством не установлены. В результате сотрудники регистрирующего органа принимают решение по собственному усмотрению, и получаемые отказы в регистрации юридических лиц по причине дублирования их наименований не всегда обоснованы.
Во избежание получения отказов рекомендуется перед началом процесса регистрации ТОО обратиться в регистрирующий орган с запросом относительно возможности его регистрации с определенным наименованием. Ответ по закону предоставляется в течение 15 календарных дней. Однако необходимо отметить, что письменные запросы гарантированного результата не дают.
Альтернативным вариантом проверки возможности регистрации ТОО с определенным наименованием может быть проверка существующих юридических лиц РК на сайте Министерства юстиции РК. Вместе с тем, сервис не может учесть семантические особенности каждого наименования юридического лица, а также их примерную схожесть. Соответственно, окончательная проверка на тождественность наименований производится сотрудником органа юстиции при рассмотрении заявления о регистрации юридического лица. Выходом из сложившейся ситуации могла бы стать реализация возможности проверки и резервирования наименования юридического лица на сайте электронного правительства. Однозначно, особенностью данного сервиса должно стать предоставление заявителю гарантий в том, что при подаче документов на регистрацию ТОО ему не откажут в регистрации.

Регистрация ТОО

Для регистрации ТОО достаточно подать заявление с приложением квитанции об оплате сбора за государственную регистрацию, которая составляет примерно 66 долларов США. Регистрация ТОО с иностранным участием отличается лишь тем, что для иностранного участника дополнительно требуется предоставить легализованную выписку из торгового реестра, удостоверяющую регистрацию иностранного юридического лица, или копию паспорта, удостоверяющего личность иностранного физического лица. Процесс регистрации осуществляется регистрирующими органами Министерства юстиции РК и занимает один рабочий день. Одновременно регистрирующий орган осуществляет регистрацию в налоговых органах. Результатом регистрации является выдача Справки о государственной регистрации юридического лица, которая содержит сведения о дате регистрации, бизнес-идентификационном номере (БИН), наименовании и местонахождении юридического лица. Логичным завершением процесса создания юридического лица является изготовление печати и открытие банковского счета ТОО. В последнее время наметилась тенденция по упрощению законодательства в сфере регистрации юридических лиц. По результатам рейтинга Всемирного Банка «Doing Business», опубликованного 29 октября 2013 года, Казахстан занял 50 место в рейтинге. Кыргызстан занял 68-е место, Россия 92-е, Украина 112-е. Также Казахстан вошел в число 50 стран (22 место) ведущих реформаторов по проведению реформ в сфере регулирования частного предпринимательства. Согласно данным отчета Doing Business-2014, в основном улучшение позиции Казахстана произошло за счёт сокращения времени регистрации ТОО в органах юстиции – с четырнадцати дней до одного рабочего дня. Сокращено также количество документов, необходимых для регистрации, с шести до одного документа. Кроме того, теперь при обращении в регистрирующий орган не требуется подтверждать юридический адрес ТОО, представлять его устав и получать справку об отсутствии налоговой задолженности учредителя. В соответствии с последними изменениями в законодательстве регистрация субъектов малого предпринимательства стала возможной в уведомительном порядке посредством заполнения электронной формы на веб-портале электронного правительства (http://egov.kz). Данная процедура является упрощенной, но это новшество затруднило регистрацию субъектов малого предпринимательства иностранными учредителями, которым предварительно нужно получить БИН (ИИН) в налоговых органах и электронно-цифровую подпись в Центрах обслуживания населения. В этой связи следовало бы упростить процесс регистрации субъектов малого предпринимательства иностранными учредителями, предоставив им возможность подачи документов обычным способом на бумажных носителях со сроком регистрации ТОО в обычном режиме – один рабочий день. Дальнейшими шагами по пути совершенствования законодательства в сфере регистрации могло бы стать также сокращение количества подготавливаемых для регистрации переводов документов. Принимая во внимание, что русский язык используется наравне с казахским языком, представляется обоснованным, чтобы переводы иностранных документов для целей регистрации были сделаны на любом удобном для заявителя языке. Данное новшество значительно сэкономило бы время и деньги на подготовительные работы, в том числе на перевод документов и нотариальное удостоверение переводов.

Учредительные документы ТОО

Учредительными документами ТОО являются учредительный договор и устав, которые должны содержать положения, предусмотренные законодательством и другие положения, не противоречащие законодательству РК. Как уже было отмечено ранее, в настоящее время уставы ТОО не представляются для регистрации в органы юстиции. Сказанное означает, что органы юстиции не проверяют содержания уставов на соответствие законодательству, не регистрируют их (т.е. не проставляют регистрационных штампов на уставах) и не предоставляют копии уставов по запросу заинтересованных лиц. Таким образом, процедура регистрации значительно упростилась, но с другой стороны это позволяет недобросовестным участникам гражданских правоотношений легко изменять содержание устава. Кроме того, отсутствует возможность заинтересованным лицам запросить в регистрирующем органе копию устава контрагента, например, для проверки полномочий конкретного лица заключать сделки или совершать иные юридически значимые действия от имени ТОО. Возможно, было бы целесообразным законодателю использовать опыт зарубежных стран по вопросу регламентации порядка регистрации юридических лиц. Например, в Российской Федерации допускается возможность направления в регистрирующий орган документов в электронной форме, что тем самым дает возможность предоставлять их по запросу заинтересованных лиц. На сегодняшний день уставы ТОО не подлежат нотариальному удостоверению. Соответствующие изменения были внесены в 2013 году в Гражданский кодекс РК и Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Однако законодателю следовало бы также привести в соответствие вышеуказанным законам и подзаконные акты, в том числе Инструкцию по совершению нотариальных действий. Например, при открытии банковского счета ТОО банки требуют предоставить нотариально заверенную копию устава, но нотариусы не могут удостоверить его копию, если изначально устав не был заверен в нотариальном порядке. В связи с этим участникам ТОО фактически приходится нотариально удостоверять уставы на момент создания и регистрации юридических лиц, несмотря на отсутствие такого требования в законодательстве. Следует иметь в виду, что изменения не коснулись требований в отношении учредительного договора ТОО, который подлежит нотариальному удостоверению, за исключением учредительного договора ТОО, являющегося субъектом малого предпринимательства. Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что в рамках деятельности нашей фирмы мы регулярно работаем с вопросами корпоративного законодательства и регистрации юридических лиц (не только в форме ТОО, но и в других предлагаемых законодательством формах, в том числе в форме акционерных обществ, порядок регистрации которых значительно сложнее и также не лишен правовых проблем) и хорошо знакомы с существующими правовыми проблемами в этой сфере. Мы уверены, что практикующие юристы не должны оставаться в стороне от процесса совершенствования законодательства и устранения образовавшихся в нем пробелов и противоречий. Одним из возможных способов правовой помощи в этом направлении является подготовка материалов для клиентов с целью их дальнейшего участия в работе инициативных групп по совершенствованию законодательства в этой сфере, в том числе через Совет иностранных инвесторов при Президенте РК. Вместе с тем, практической и действенной помощью иностранным инвесторам может стать введение простого процесса создания и регистрации юридического лица в Казахстане с участием профессионалов-правоведов, которые помогут сделать все необходимые подготовительные шаги к тому, чтобы данный процесс завершился быстро и успешно с гарантированным достижением поставленных целей.