Жазыкбаева Р. Регулирование производства, маркировки и сертификации органических продуктов в законодательстве Республики Казахстан // www.zakon.kz – 2022.04.22.

Введение

  Настоящая статься посвящена анализу норм казахстанского законодательства об органическом производстве, касающихся производства, маркировки и сертификации органической продукции с учетом международных правил и стандартов. В статье определены пробелы в правовом регулировании указанных вопросов и предложены рекомендации по их улучшению.

  Потребительский спрос на органическую продукцию неуклонно растет во всем мире. Органическое производство исключают использование большинства синтетических пестицидов и удобрений, способствует сохранению природных ресурсов, поддержанию биоразнообразия и защите экосистем. Спрос на органическую продукцию открыл новые рыночные возможности для сельхозпроизводителей по всему миру.

  Согласно данным ведущего международного научно-исследовательского института органического сельского хозяйства (FiBL-IFOAM), глобальный рынок органических продуктов в 2020 году составил более €120 млрд (против €106 млрд в 2018 г.).

  В целях создания правовой и институциональной базы для органического производства в Казахстане был принят Закон «О производстве органической продукции» от 27 ноября 2015 года. Закон был разработан с учетом международного признанных правил и стандартов, в первую очередь, положений «Руководства по производству, переработке, маркировке и маркетингу органических пищевых продуктов», утвержденному Комиссией Кодекс Алиментариус (далее - Руководство Кодекса Алиментариус), а также норм Международной Федерации Органического Движения (далее – нормы ИФОАМ). Руководство Кодекса Алиментариус и нормы ИФОАМ являются наиболее авторитетными правовыми источниками в сфере органического производства во всем мире.

  Параллельно с разработкой и совершенствованием национального законодательства Казахстан вовлечен в процесс гармонизации органического законодательства в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В декабре 2021 года принята дорожная карта стран ЕАЭС по развитию общего рынка органической продукции. Одним из ключевых положений соглашения должна стать унификация требований к производству и маркировке органической продукции членов-государств в целях взаимного признания сертификации продукции на общем рынке ЕАЭС. Текущий геополитический кризис несомненно повлияет на интеграционные процессы в регионе. В настоящее время производство органической продукции в Казахстане осуществляется на экспорт. Внутренний рынок пока развит слаб, но существует большой потенциал для его развития, особенно в крупных городах. Концепция органического производства нова и население недостаточно информировано о критериях производства, преимуществах органической продукции и правилах ее маркировки. В связи с этим существует риск продажи продукции, маркированной в качестве «экологичной» или схожими обозначениями без должного основания, риск так называемого «гринвошинга» (greenwashing), то есть «зеленого отмывания».

Основные нормативные правовые акты и стандарты в сфере органического производства

В целях реализации Закона Республики Казахстан «О производстве органической продукции» 2015 г. (далее – Закон) были приняты следующие подзаконные нормативные акты:

  • Правила производства и оборота органической продукции, утвержденные Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 мая 2016 г. № 230 (далее – Правила).
  • Правила ведения реестра производителей органической продукции, утвержденные приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 18 декабря 2015 года № 1–3/1102.
  • Список разрешенных средств, применяемых при производстве органической продукции, утвержденный приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 мая 2016 года № 231 (далее - Список разрешенных средств).
  • Национальный стандарт СТ РК 3109-2017 «Продукция органическая. Национальный знак соответствия органической продукции. Технические требования и порядок маркирования органической продукции» (далее - Стандарт маркировки).
  • Национальный стандарт  СТ РК 3110-2017 «Оценка соответствия. Требования к органам по подтверждению соответствия производства органической продукции и органической продукции» (далее - Стандарт сертификации).
  • Национальный стандарт  СТ РК 3111-2017 «Продукция органическая. Требования к процессу производства» (далее - Стандарт производства органической продукции).

Понятия «Органический», «Экологически чистый», «Натуральный»

  В Казахстане, как и в других постсоветских республиках, потребители часто ассоциируют органические продукты с «экологически чистыми». Например, такой подход прямо закреплен в законодательстве Российской Федерации и Таджикистана, где органическая продукция определяется как «экологически чистая продукция».

  До недавнего времени казахстанское законодательство также содержало понятие «экологически чистые пищевые продукты» (Экологический кодекс в редакции 2007 г. и Закон «О безопасности пищевых продуктов» в редакции 2007 г.). Это позволяло некоторым предприятиям пищевой промышленности маркировать продукцию знаком «Эко» и получать добавленную стоимость, однако четких правил производства и контроля таких продуктов не было. После активных обсуждений заинтересованными сторонами понятие «экологически чистые пищевые продукты» было исключено в 2019 г. из Экологического кодекса и Закона «О безопасности пищевых продуктов» в целях приведения в соответствие с Законом «О производстве органической продукции».

  В Законе «О производстве органической продукции» определено, что органической продукцией является «сельскохозяйственная продукция, продукция аквакультуры и рыболовства, продукция из дикорастущих растений и продукты их переработки, в том числе пищевая продукцию, произведенная в соответствии с требованиями настоящего закона» (ст.1). Далее, нормами Закона (п. 3 ст. 14) позволено использовать обозначения «био» и «эко», отдельно или вместе, только в маркировке и рекламе органических продуктов, отвечающих требованиям органического законодательства. В Законе запрещено использование любых обозначений, знаков, символов и т. п., которые могут ввести потребителя в заблуждение относительно того, что продукт или его ингредиенты соответствуют органическому законодательству. Указанные требования казахстанского законодательства соответствуют правилам Руководства Кодекса Алиментариус (пункт 1.2 раздела 2. Руководства)

  Таким образом, по казахстанскому законодательству продукты, маркированные «био» и «эко», тождественны «органической» продукции и порядок их производства, маркировки и сертификации должен регулироваться законодательством об органическом производстве.

  Следует отметить, что в международной торговле представлено множество продуктов с маркировкой «natural» (натуральный), «origin green» (зеленое происхождение), «antibiotic free» (без антибиотиков), «grassfed» (откормлено травой) и т.п., которые в широком смысле можно отнести к «экологичным» продуктам. Популярный термин «натуральный» обычно применяется к тем продуктам, которые производятся с использованием в их составе натуральных ингредиентов. Однако использование указанных обозначений не означает, что эти продукты не содержат химикатов или синтетических ингредиентов, к которым органическое производство нетерпимо за некоторыми исключениями.

Требования к производству органической продукции

  В статье 11 Закона «О производстве органической продукции» воспроизводятся основные требования к производству и переработке органической продукции, рекомендуемые Руководством Кодекса Алиментариус. Эти требования предусматривают запрет на применение:

  • синтетических веществ, пестицидов, гормонов, антибиотиков и пищевых добавок, за исключениями, предусмотренными утвержденными правилами;
  • генетически модифицированных объектов;
  • методов производства продукции растениеводства без использования почвы;
  • ионизирующего излучения;
  • химических методов обработки дикорастущих растений.
  • Кроме того, в Законе предусмотрено применение в органическом производстве методов, направленных на:
  • сохранение и воспроизводство плодородия почв и минимизацию использования невозобновляемых природных ресурсов;
  • вторичное использование отходов и побочных продуктов растительного и животного происхождения, полученных только в условиях органического производства;
  • сохранения экологических систем при выборе конкретного вида органического производства;
  • предпочтение механическим, биологическим и физическим методам защиты растений от вредителей, сорняков и болезней растений;
  • забота о здоровье животных и обеспечения соответствующих помещений и условий выпаса, учета их естественного поведения, стимулирования естественного иммунитета;
  • выбор адаптированных к местным условиям устойчивых видов, сортов растений и пород животных;
  • применение в животноводстве органических кормов.

  Национальный стандарт  СТ РК 3111-2017 «Продукция органическая. Требования к процессу производства» (Стандарт производства) является документом, определяющим уже конкретные технические условия и методы производства в органическом растениеводстве, животноводстве, рыболовстве и пчеловодстве. В стандарте определены правила для всех этапов органического производства: от процесса производства сырья до требований к переработке, упаковке, хранению и транспортированию конечной органической продукции.

  Несмотря на общий запрет использования химических продуктов, их применение в органическим производстве все же допускается в ограниченном количестве, когда отсутствуют альтернативные продукты и только при условии, что эти вещества разрешены к использованию уполномоченным органом (п. 21 Правил производства). Список разрешенных средств, применяемых при производстве органической продукции, утвержден приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 мая 2016 года № 231. Следует учесть, что вещества и методы производства органической продукции, допускаемые в международной торговле, постоянно обновляются. Некоторые вещества исключаются в связи с появлением более экологически приемлемых средств, другие, наоборот, разрешаются для производства органики. Было бы целесообразно предусмотреть в законодательстве порядок, критерии и периодичность внесений изменений в список разрешенных веществ. Это позволило бы своевременно отражать меняющиеся условия и научные достижения и обеспечило бы равные возможности казахстанским производителям с производителями других стран.

  Как видно, выполнение всех требований производства органической продукции является комплексным процессом, требующим выполнения ряда технических условий. Не все производители готовы или имеют возможность выполнять их. В то же время многие производители могли бы выполнять отдельные из указанных условий, что могло бы тоже иметь положительный экологический и экономический эффект, однако, такая продукция не может маркироваться как органическая.

Использование маркировки «Органический»

  В Законе «О производстве органической продукции» закреплено общее правило о том, что обозначение «органический» может использоваться только для продукции: а) соответствующей требованиям органического производства и б) прошедшей сертификацию на соответствие этим требованиям (ст. 14 (2)). Условия маркировки не включены в Закон, но содержатся в Стандарте производства органической продукции. Сертифицированная продукция, в которой от 95% до 100% ингредиентов (по весу) являются органическими, маркируется, как «органическая» с использованием национального знака соответствия органической продукции (п.10.2). Производители, находящиеся в процессе перехода к производству органической продукции, могут маркировать продукт, состоящий из одного ингредиента, как «переходная органическая продукция». Переходным периодом признается период, в течение которого внедряются правила органического производства (п.3.3 Стандарта), который отличается для различных видов производства в растениеводстве и животноводстве. Следует отметить, что нормы IFOAM предусматривают возможность маркировки продукции, в которой менее 95 %, но не менее 70 % ингредиентов (по весу) являются органическими, как «произведенные из органических ингредиентов», при условии, что процентное содержание органических ингредиентов четко указано. Это положение закреплено в законодательстве многих стран в целях поощрения производителей органической продукции и могло бы быть рекомендовано для включения в казахстанское законодательство.

  Национальный Стандарт «Национальный Знак Соответствия Органической Продукции. Технические Требования” (2017) содержит правила по изображению и нанесению национального знака соответствия органической продукции (См Рисунок 1).

знак соотв-01.png

Рисунок 1. Национальный знак соответствия органической продукции Казахстана

  Знак соответствия должен наноситься на органическую продукцию рядом с товарным знаком изготовителя (при его наличии) или над обозначением нормативного документа, на соответствие требованиям которого сертифицирована органическая продукция. При невозможности нанесения знака соответствия непосредственно на органическую продукцию (газообразные, жидкие и сыпучие материалы и вещества, мелкие изделия) его наносят на тару или упаковку (п.5.6. Стандарта).

  Плохая новость для казахстанских потребителей заключается в том, что найти пищевую продукцию на рынке с национальным знаком соответствия пока не представляется возможным по причинам, изложенным далее.

Сертификация как гарантия качества органической продукции

  Сертификации органической продукции является ключевым условием гарантии качества органической продукции и в контроле за надлежащей маркировкой. Надежная система сертификации органической продукции должна, с одной стороны, защищать интересы производителей органики от недобросовестных конкурентов, использующих маркировку «органический» без должного основания, а с другой стороны, сертификация гарантирует потребителям надлежащее качество органической продукции.

  Закон «О производстве органической продукции» не регулирует вопросы создания и требования, предъявляемые к органам по сертификации (ОПС) в сфере органики. Порядок сертификации в органическом производстве определен в Национальном Стандарте Республики Казахстан «Требования к органам по сертификации производства органической продукции и органической продукции” (2017), разработанным в соответствии с законодательством о техническом регулировании и стандартизации. Основные положения стандарта включают:

  • общие требования к ОПС и принципы их деятельности;
  • организация работы ОПС по проверке качества (сертификационная программа) и ведение документации;
  • порядок проведения инспекции органом сертификации;
  • порядок проведения сертификации и подача заявки;
  • выдача сертификата;
  • сертификация групп производителей;
  • ответственность и санкции при выявлении несоответствия качества.

  Органы по сертификации в сфере органического производства должны соблюдать общие требования законодательства о техническом регулировании и пройти аккредитацию в Национальном центре по аккредитации Комитета технического регулирования и метрологии при Министерстве торговли и интеграции Республики Казахстан. Аккредитация осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об аккредитации в области оценки соответствия» на соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17065–2013 «Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг». Данный ГОСТ идентичен международному стандарту ISO 17065, признанному всеми государствами ЕАЭС.

  Органическая сертификация является комплексным и дорогостоящим процессом во всем мире, не все производители могут позволить расходы на сертификацию. Требуется обширная документация, подробно описывающая историю предприятия и текущую организацию производства, включая результаты испытаний почвы и воды и других ресурсов. Требуются также ежегодные проверки хорошо обученными инспекторами на месте с физическим осмотром, изучением всех записей предприятия и устным собеседованием с сотрудниками. На сегодняшний день в Казахстане зарегистрирован только один национальный орган, сертифицирующий производство органической продукции - АО "Национальный центр Экспертизы и Сертификации", аккредитованный Национальным центром аккредитации в июле 2018 года. Однако этот новый орган по сертификации пока не выдал ни одного сертификата. Это подтверждает, что одной законодательной базы недостаточно, чтобы запустить процесс органической сертификации, если не покрепить его рядом организационных и финансовых мер. В качестве таких мер казахстанские производители предлагают введение субсидий на расходы по сертификации, а также на поддержку переходного периода, когда объем производства падает в связи с отказом от химических средств и стимуляторов. Кроме того, государством может быть оказана поддержка по подготовке инспекторов для проведения контроля деятельности органических производителей и ОПС, которых сейчас так не хватает органической отрасли.

  Представляется также целесообразным рассмотреть для включения в законодательство норм, позволяющих применять некоторые исключения или альтернативные виды сертификации, которые бы способствовали становлению местных производителей и ОПС и развитию внутреннего рынка органических продуктов. Временное освобождение органических ОПС от аккредитации В соответствии с требованиями казахстанского законодательства все ОПС должны пройти аккредитацию на соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17065–2013 «Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг», разработанного на основе международного стандарта ISO 17065. Требования этого стандарта очень жесткие и требуют значительных экономических и технических усилий от ОПС. Для местных ОПС, занятых в сельском хозяйстве с невысокими доходами, требования стандарта ISO 17065 невыполнимы. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть возможность включения в законодательство норм по освобождению национальных ОПС от прохождения аккредитации на соответствие стандарту ISO 17065. Данное освобождение должно предоставляться уполномоченным органом только на ограниченный период, например на первые два года их деятельности, Такое освобождение позволило бы ОПС получить первый опыт и наработать клиентов, как говорится, встать на ноги. Понятно, что такие ОПС не смогут сертифицировать продукцию на экспортные рынки, где признаются сертификаты только аккредитованных ОПС, но они бы смогли проводить проверку продукции для местных рынков. Это помогло бы дать толчок развитию органической сертификации в стране и становлению внутреннего рынка.

Групповая сертификация и система PGS

  В качестве альтернативы для дорогих услуг ОПС, учитывая международную практику, можно было бы предусмотреть в законодательстве Казахстана возможность групповой сертификации и системы PGS (participatory guarantee system) – система гарантированного участия производителей. При групповой сертификации организованная группа производителей создает систему внутреннего контроля и получает один сертификат на всю группу, что позволяет избежать сертификации каждым членом группы и таким образом удешевляет процесс. PGS (participatory guarantee system) - система совместных гарантий— другой инструмент сертификации органических продуктов. При этой форме участники на основе доверия принимают участие во всех вопросах управления общим органическим сельскохозяйственным производством. Каждый член группы может получить отдельный сертификат и продавать свою продукцию, используя логотип группы. Система PGS приемлема для местных рынков, в то время как групповая сертификация позволяет объединить усилия мелких производителей и выйти совместно на экспортные рынки. Согласно данным FIBL около 80% всех производителей органической продукции во всем мире сертифицированы в группах. В прошлом групповая сертификация считалась подходящей только для развивающихся стран, где мелкие домохозяйства не могут позволить себе расходы на сертификацию. Сейчас тенденция изменилась. Новый Регламент Европейского Союза 018/848 об органическом производстве и маркировке органических продуктов предусматривает групповую сертификацию для европейских производителей, тогда как ранее это было запрещено. Стандарты и рекомендации для групповой сертификации и системы PGS, разработанные IFOAM, являются наиболее авторитетными на международном уровне и могут использоваться для разработки казахстанских правил.

Регистрация иностранных органов по сертификации в Казахстане

  Пока сертификация органической продукции осуществляется в Казахстане иностранными сертифицирующими организациями, которые проверяют соответствие отечественной продукции требованиям законодательства тех государств, куда эта продукция экспортируется, в первую очередь, требованиям стран Европейского союза и Китая. По некоторым данным в Казахстане действуют примерно 10 иностранных ОПС, сертифицирующих органическую продукцию на соответствие иностранным стандартам.

  Иностранные ОПС не регистрируются в Казахстане во избежание прохождения аккредитации в казахстанских органах, в которой они не заинтересованы по разным мотивам. Закон «О техническом регулировании» предусматривает общее правило о регистрации иностранных ОПС в уведомительном порядке, если они сертифицируют по иностранному стандарту (ст. 25 пункт 6), в то время как Закон «Об аккредитации в области оценки соответствия» не позволяет проводить сертификационную деятельность без надлежащей аккредитации. В связи с этим представляется целесообразным уточнить в законодательстве, что иностранные ОПС, осуществляющих органическую сертификацию на территории РК, могут осуществлять свою деятельность на основании уведомления, без проведения дополнительной аккредитации в Казахстане. Это позволит государству проверять надлежащий статус иностранного ОПС и получать более полную информацию о производимой органической продукции в стране, без которой невозможно эффективное регулирование этого сектора экономики. Надо отметить, что проблема сбора статистических данных является общей на евразийском пространстве и рассматривается экспертами в качестве одной из первоочередных задач в сфере органики.

Ответственность за нарушение правил маркировки органической продукции

  После принятия Закона «О производстве органической продукции» в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в 2015 году была включена статья 408-1, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области органического производства, совершенное в виде выпуска и реализации органической продукции, не соответствующей требованиям законодательства. Статья устанавливает наказание за нарушение в виде штрафа от 30 до 200 месячных расчетных показателей (МРП). В случае повторного совершения в течение года после наложения административного взыскания, размеры штрафа возрастают до 45–400 МРП в зависимости от субъектов правонарушения. Нарушение правил маркировки и рекламы органических товаров можно квалифицировать как нарушение порядка реализации и, таким образом, должно подпадать под действие статьи 408-1 Кодекса.

  Следует отметить, что нарушения в органическом производстве связаны не только с ответственностью производителей и трейдеров, но и ответственностью сертифицирующих организаций, например, в связи с неправомерной выдачей сертификата или нарушением условий проведения сертификации. Представляется целесообразным предусмотреть отдельную ответственность ОПС за нарушения положений по сертификации в области производства органической продукции и усилить ответственность за неправомерную выдачу сертификата, чтобы защитить интересы потребителей органической продукции.

  Например, см. https://informburo.kz/stati/pochemu-kazahstanskie-predprinimateli-ne-toropyatsya-poluchit-sertifikaciyu-ekoprodukta-.html

Дальнейшее развитие маркировки качества агропродовольственной продукции

  Заметным трендом в современной международной торговле является появление новых систем подтверждения качества агропродовольственных товаров и их маркировки, которые отвечают не только экологическим, но и социальным или культурным запросам потребителей. В частности, существуют системы подтверждения качества и знаки маркировки, указывающие на соблюдение наряду с экологическими требованиями, также и таких социальных аспектов, как забота о здоровье и безопасности работников, неиспользование детского труда; обеспечение равноправия женщин; участие работников в управлении и справедливое распределение доходов. К таким знакам можно отнести знаки «Global GAP» («Всемирная надлежащая сельскохозяйственная практика») и «Fair Trade” («Справедливая торговля»). Отдельные торговые знаки отражают заботу о благополучии животных, например «Animal Welfare Approved» («Подтверждено благополучие животных»). Некоторые системы подтверждения качества разработаны для удовлетворения культурных традиций потребителей, такие как «Халал» или «Кошер». В Казахстане уже принимаются попытки по производству мясной продукции качества «Халал», пользующейся большим спросом у населения, но эта продукция может стать по-настоящему успешной только при введении надежной системы сертификации качества и государственного контроля.

  В последние годы в Европейском союзе активно разрабатываются системы подтверждения качества, связанные с указанием их конкретного географического происхождения. Надлежащим образом регулируемая и контролируемая маркировка географического происхождения может обеспечить дополнительные доходы производителям за счет особого качества продукции. Следуя международным тенденциям, представляется целесообразным развитие на национальном и региональном уровнях различных систем подтверждения качества продуктов и их маркировки, способы и методы производства которых более бережны к окружающей среде, чем обычное производство, но все же не полностью отвечают жестким требованиям законодательства об органическом производстве. Могут быть также разрешены различные виды агропродовольственной маркировки качества, учитывающие социальные и культурные устремления потребителей. Важно, чтобы законодательство предусматривало четкое различие между всеми этими продуктами и обеспечивало соответствующую защиту знака “органический”. Введение новых схем подтверждения качества продукции должно обеспечиваться созданием эффективной системы контроля производства и сертификации этих продуктов уполномоченными органами, а информация, связанная с такой продукцией, должны быть доступна общественности.

Список литературы

  • World of Organic Agriculture, Statistics, and Emerging Trends, 2021, FIBL IFOAM – Organic International.
  • Руководство по производству, переработке, маркировке и маркетингу органических пищевых продуктов, утвержденному Комиссией Кодекс Алиментариус (ФАО, ВОЗ), 1999 г.
  • Нормы Международной Федерации Органического Движения (ИФОАМ), ред. 2014
  • Внедрение органического сельского хозяйства в мире и Казахстане, Григорук В.В., Климов Е.В., 2016 (стр. 92-116); https://www.fao.org/documents/card/ru/c/2aa5cd16-ea04-4713-a2e3-bc60ff8c9429/
  • Доклад «Органическое сельское хозяйство в странах Евразийского экономического союза: текущее состояние и перспективы», Евразийский центр по продовольственной безопасности, 2020 г.
  • Казахстан может стать узнаваемым брендом органической продукции во всем мире - ТОО «Фирма Диканшы», АПК-информ, 7 августа 2021; https://www.apk-inform.com/ru/exclusive/opinion/1521420
  • The Troubling Evolution of Corporate Greewashing, The Guardian, 20 августа 2016 г.
  • Закон Российской Федерации «Об органической продукции» от 3 августа 2018 г.
  • Закон Республики Таджикистан “О биологическом хозяйствовании и производстве” от 22 июля 2013 г.
  • Первый орган по сертификации органического производства и органической продукции в Казахстане, Национальный Центр Аккредитации Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан; http://www.nca.kz/info/articles/media/pervyy-organ-po-sertifikatsii-organicheskogo-proizvodstva-i-organicheskoy-produktsii-v-kazakhstane/
  • Group Certification Internal Control Systems in Organic Agriculture: Significance, Opportunities and Challenges, FIBL, 2019.
  • Почему казахстанские предприниматели не торопятся получить сертификацию экопродукта, 18 сентября 2020; https://informburo.kz/stati/pochemu-kazahstanskie-predprinimateli-ne-toropyatsya-poluchit-sertifikaciyu-ekoprodukta-.html
  • Geographical indications; https://europa.eu/youreurope/business/running-business/intellectual-property/geographical-indications/index_en.htm

Информация об авторе

  Раушан Жазыкбаева является советником юридической фирмы Aequitas. В качестве международного юридического консультанта Сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН (ФАО) принимала участие в проведении правовых реформ в Восточной Европе и Центральной Азии, включая разработку законодательства в сфере органического производства в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. В течение многих лет была партнером юридической фирмы Aequitas, консультируя крупных международных инвесторов в экономику Казахстана. Работала в государственных и квази-государственных органах Казахстана. Опубликовала статьи по различным правовым вопросам в ведущих международных и казахстанских юридических журналах. Г-жа Жазыкбаева с отличием окончила юридический факультет Казахского государственного университета (1990 г.) и имеет степень магистра международного коммерческого права университета Лондона (1999 г.).