Шоланов Н., Чумаченко Ю., Манаенко Е., Идаятова А., Культелеев Т, Чумаченко А., Иминов Ф., Грешников К. Краткий обзор основных аспектов права и деятельности Международного финансового центра "Астана" // Zakon.kz – 2022.08.24.

upload-images-2020-AE_%D0%9C%D0%A4%D0%A6%D0%90_2020.jpg

Краткий обзор основных аспектов права и деятельности Международного финансового центра «Астана»

  Настоящий обзор представляет собой дайджест статей и публикаций по некоторым ключевым аспектам права и деятельности Международного финансового центра «Астана» (далее – «МФЦА»), подготовленных юристами AEQUITAS[1]. Обзор также содержит сравнительный (с общей юрисдикцией Республики Казахстан) анализ по отдельным вопросам, что, как мы надеемся, может помочь в выборе юрисдикции при решении вопроса о месте регистрации соответствующего бизнес-юнита в пределах географической территории Республики Казахстан (далее может быть указана как «РК»).

  В первом Разделе А приводится обобщенные краткие данные о МФЦА и его ключевых характеристиках; более подробная информация по указанным вопросам приводится в Разделе Б, в котором также можно найти ссылки на исходные статьи и публикации с более подробной детализацией по анализируемым вопросам.

ДАЛЕЕ В ОБЗОРЕ:

А...... Введение и общая информация

1....... Основные сведения по МФЦА

Б...... Обзор отдельных аспектов права и деятельности МФЦА

1....... Особенности создания и регистрации компаний

2....... Регулирование деятельности в сфере финансовых услуг

3....... Налоговое регулирование

4....... Суд МФЦА

5....... Арбитраж МФЦА

6....... Регулирование трудовых отношений

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Сокращение

Значение

AFSA

Комитет МФЦА по регулированию финансовых услуг (Astana Financial Services Authority)

AIX Биржа МФЦА (Astana International Exchange)

KASE Казахстанская фондовая биржа

ГПК РК Гражданский процессуальный кодекс РК

ИИН Индивидуальный идентификационный номер

ИПН Индивидуальный подоходный налог

КПН Корпоративный подоходный налог

МАЦ Международный арбитражный центр

МСФО Международные стандарты финансовой отчетности

МФЦА Международный финансовый центр «Астана»

НДС Налог на добавленную стоимость

ОПФ Организационно-правовая форма

РК Республика Казахстан

ЮЛ Юридическое лицо

А. Введение и общая информация

1. Основные сведения по МФЦА

1.1. Статус и льготы

ПРИМИТЕ ВО ВНИМАНИЕ!

  МФЦА обладает особым правовым статусом и образован на основании специального Конституционного закона о МФЦА (декабрь 2015 года). Поскольку МФЦА по сути является отдельной юрисдикцией на территории Республики Казахстан, то создание МФЦА потребовало также внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию РК в марте 2017 года.

  Целями и задачами МФЦА являются содействие в привлечении инвестиций в экономику Казахстана, развитие рынка ценных бумаг РК и его интеграции с международными рынками капитала, развитие рынка финансовых услуг и технологий, развитие электронной коммерции и инновационных проектов. Для достижения этих целей МФЦА законодательно снабжен рядом преференциальных правовых режимов и особенностей, в частности:

Налоговые льготы: органы и участники МФЦА, а также их работники освобождаются от налоговых выплат сроком до 1 января 2066 года по ряду налогов на доходы и имущество. Налоговые льготы применимы к участникам МФЦА, оказывающим финансовые услуги, а также к участникам, оказывающим вспомогательные услуги, оказываемые органам МФЦА и/или участникам МЦФА, оказывающим финансовые услуги (список финансовых и вспомогательных услуг, подпадающих под льготный налоговый режим, определен Конституционным законом о МФЦА и актами МФЦА).

Упрощенный визовый и трудовой режим: помимо общего безвизового въезда сроком до 30 календарных дней, установленных для граждан 45 иностранных государств, прибывающих в Казахстан, для сотрудников органов и участников МФЦА и членов их семей действует специальный визовый режим сроком до 5 лет. Кроме того, такие лица освобождены от требования получать разрешения на работу для иностранных граждан.

Упрощенная регистрация иностранных граждан: введение упрощенного режима регистрации по принципу «одного окна» по выпуску виз, разрешений на работу и других процедур на территории МФЦА. Для этих целей создан специальный Expat Centre, который оказывает около 500 услуг для иностранных граждан.

Упрощенный валютный режим: на участников МФЦА не распространяются требования валютного законодательства РК по регистрации валютных операций и уведомлению о совершении таких операций, уведомлению об открытии счетов в иностранных банках и т.д.; обязательства участников МФЦА выражаются и исполняются в любой валюте, предусмотренной договором.

Принципы права МФЦА: право МФЦА ориентируется на принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса, и стандарты ведущих мировых финансовых центров.

Все делопроизводство на английском языке: сделки, в которых одной из сторон является участник МФЦА, совершаемые в письменной форме, излагаются на английском языке. Разработка и принятие актов МФЦА, документация и судопроизводство также ведутся на английском языке.

Независимые институты для разрешения споров: на территории МФЦА действуют два органа по разрешению споров: Суд МФЦА и Международный арбитражный центр (МАЦ). Решения Суда МФЦА исполняются на территории РК без прохождения процедуры их признания, в том же порядке, как и решения казахстанских судов. Арбитражные решения МАЦ подлежат исполнению в Казахстане в том же порядке, что и казахстанские арбитражные решения. Обеспечительные меры в рамках арбитража в МФЦА могут быть исполнены в Казахстане без необходимости обращения в казахстанские суды (для этого достаточно иметь приказ Суда МФЦА об обеспечении иска).

1.2. Действующее право МФЦА

  Действующее право МФЦА основывается на Конституции РК и состоит из (помимо специального Конституционного закона о МФЦА) актов МФЦА, которые могут быть основаны на принципах, нормах и прецедентах права Англии и Уэльса и/или стандартах ведущих мировых финансовых центров, принимаемых органами МФЦА (далее – «Акты МФЦА»). В части, не урегулированной Актами МФЦА, применятся действующее право Республики Казахстан.

В общей сложности (по состоянию на 1 июля 2022 года) принято более 70 актов МФЦА. Все Акты МФЦА доступны на сайте, где они поделены на следующие разделы:

  • национальное законодательство РК;

  • акты МФЦА общего применения;

  • акты МФЦА по регулированию финансовых услуг;

  • правила суда МФЦА;

  • правила арбитража и медиации МАЦ;

  • совместные приказы с государственными органами РК; и

  • прочие разделы (стандарты отчетности, формы отчетности).

1.3. Допуск к деятельности. Регистрация, лицензирование и аккредитация

  Деятельность на территории МФЦА может осуществляться как в статусе участника МФЦА, так и в статусе аккредитованного участника рынка.

  Статус участника приобретается путем регистрации физического присутствия – путем создания и регистрации новой компании, присвоения статуса recognized company для компаний, зарегистрированных в других юрисдикциях, либо путем редомициляции.

Recognized Company. Компания, зарегистрированная в другой юрисдикции (в том числе зарегистрированная по законодательству РК), может иметь присутствие в МФЦА и вести свой бизнес в форме recognized company.

  Физическое присутствие минимум 1 лица и зарегистрированный юридический адрес на территории МФЦА являются обязательными требованиями для регистрации recognised company. Для существующих компаний из других юрисдикций регистрация в качестве recognized company, по сути, может производиться путем регистрации её филиала или представительства в МФЦА. Для такой recognized company будут разрешены только те регулируемые виды деятельности, на которые имеется лицензия у её головной компании.

Редомициляция. В МФЦА возможна редомициляция – перевод регистрации компании в юрисдикцию МФЦА из другой юрисдикции (которая также признает возможность редомициляции), на основании сертификата о продолжении деятельности. При этом редомицилированная компания продолжает вести свой бизнес с сохранением портфолио, кредитных рейтингов, прав и обязанностей по отношению к контрагентам, но уже с учетом правого режима МФЦА и статуса участника МФЦА (налоговый режим, корпоративные правила и т.д.).

Лицензирование. По общему правилу, деятельность участников МФЦА осуществляется на основании коммерческой лицензии. Лицензия выдается сроком на 1 год, после чего продлевается на следующий год.

  Участники МФЦА, осуществляющие деятельность в сфере финансовых услуг, должны получить специальную лицензию МФЦА в зависимости от категории деятельности в этой сфере, регулируемых Комитетом МФЦА по регулированию финансовых услуг (Astana financial services authority, AFSA).

Регулируемая деятельность /Regulated Activities

  • Инвестиции
  • Кастодиальная деятельность
  • Услуги траста
  • Управление фондами
  • Исламское банковское дело
  • Представительство
  • Кредитование
  • Страхование, в том числе исламское
  • Банковские счета
  • Платежные системы и т.д. (всего 29 видов деятельности)

Рыночная деятельность / Market Activities

  • Биржи
  • Клиринговые дома
  • Торговля электронными деньгами
  • Управление заемными и краудфандинговыми платформами
  • Управление организованной торговой платформой и управление платформой частного финансирования и т.д.

Вспомогательные услуги / Ancillary Services

  • Юридические услуги

  • Услуги аудита

  • Бухгалтерские услуги

  • Консалтинговые услуги

  • Кредитные рейтинги

  Что касается прочих услуг, оказываемых другими участниками МФЦА, то здесь надо исходить из следующего принципа: в части, не урегулированной Актами МФЦА, будет применяться казахстанское законодательство. Например, если по казахстанскому законодательству требуется лицензия на занятие определенными видами деятельности, а Акты МФЦА не содержат каких-либо требований о необходимости получения лицензии на такую деятельность, то необходимо будет получить соответствующую лицензию по казахстанскому законодательству.

Аккредитация. Помимо участников МФЦА, лицо, находящееся на территории юрисдикции, отличной от МФЦА (в том числе казахстанское ЮЛ), может обратиться в AFSA с просьбой о предоставлении ему статуса признанного лица, не являющегося участником МФЦА. Аккредитация (признание) предоставляет инфраструктурам финансового рынка (торговым площадкам и расчетно-клиринговым учреждениям) и квалифицированным потенциальным участникам рынка (брокерам) возможность быть официально признанными для осуществления их деятельности в МФЦА без необходимости установления физического присутствия в МФЦА и без необходимости получать соответствующую лицензию МФЦА.

Б. Обзор отдельных аспектов права и деятельности МФЦА

1. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ КОМПАНИЙ

1.1. Организационно-правовые формы создаваемых юридических лиц

ПРИМИТЕ ВО ВНИМАНИЕ!

  Участниками МФЦА являются зарегистрированные (включая recognized companies и редомицилированные компании) юридические лица. На дату публикации обзора зарегистрировано 1 476 участников МФЦА.

  На территории МФЦА новое юридическое лицо может быть создано и зарегистрировано в одной из следующих организационно правовых форм.

Частная компания (Private Company)

– компания, ответственность которой ограничена стоимостью акций компании и которая не имеет права публично торговать своими акциями. Ответственность ограничивается суммой (если таковая имеется), которая остается неоплаченной по акциям, принадлежащим акционеру.

Частная компания является аналогом ООО.

Публичная компания (Public Company)

– основное отличие между частной и публичной компаниями заключается в том, что публичные компании вправе публично предлагать свои ценные бумаги к покупке. В связи с чем к публичным компаниям предъявляется ряд дополнительных требований (существенный размер уставного капитала, отчетность, наличие определенного числа директоров, наличие корпоративного секретаря и т.п.).

Инвестиционная компания (Investment Company)

– инвестиционная деятельность, предоставление депозитарных и трастовых услуг; к такой деятельности предъявляются пруденциальные требования.

Компания с ограниченным раскрытием (Restricted Scope Company)

– используется профессиональными инвесторами, государственными структурами, семейными инвестиционными фирмами и ограниченным количеством учреждений. Характеризуется меньшим объемом регулирования и большей конфиденциальностью.

Компания специального назначения (Special Purpose Company)

– создается под реализацию конкретного проекта по структурированному финансированию (в том числе, исламскому финансированию), в частности, сделок по секьюритизации.

Ограниченное партнерство (Limited Partnership)

– это ЮЛ, в составе которого должен быть как минимум один участник, несущий ответственность по долгам товарищества и один участник, ответственность которого ограничена вкладом.

Общее партнерство (General Partnership)

– создается для совместного ведения бизнеса двумя и более лицами, между которыми заключается Partnership Agreement на принципах солидарной ответственности.

Партнерство с ограниченной ответственностью (Limited Liability Partnership)

– должно иметь минимум два участника, ответственность которых по долгам товарищества ограничена их вкладами в капитал. Участники товарищества могут действовать от его имени в качестве агентов, и по такой деятельности ответственность участников и товарищества является солидарной.

Частный фонд (Foundation)

– не осуществляет коммерческую деятельность и создается как правило для благотворительных целей.

Некоммерческая организация (Non-Profit Incorporated Organisation)

– организация, не имеющая извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученный чистый доход между участниками.

  Наиболее популярной ОПФ в настоящее время является форма Частной компании (1 197 из 1 476 зарегистрированных организаций), что объясняется относительной простотой учреждения и низкими затратами (возможность регистрации компании с одним акционером, возможность вхождения новых акционеров определяется существующими акционерами, минимальная регуляторная нагрузка, отсутствие требований по минимальному размеру уставного капитала), а также гибкостью и диспозитивностью корпоративных правил (возможность ведения реестра акционеров самостоятельно, возможность выпуска акций разных классов, гибкость подхода к полномочиям органов управления и т.п.). Кроме того, при учреждении Special Purpose Company не требуется наличие офиса в МФЦА, отсутствуют требования по проведению ежегодных собраний акционеров и т.д.

1.2. Процесс регистрации в качестве участника МФЦА

  Какого-либо стандарта услуг по регистрации компаний на территории МФЦА нет.

  Основываясь на собственном опыте регистрации частных и признанных компаний ниже нами приводится следующий алгоритм действий. Дополнительную информацию о процедуре регистрации можно найти на сайте МФЦА[2]

  Компания должна иметь адрес в пределах границ МФЦА. Кроме того, офис поддержки участников МФЦА может предоставить временный юридический адрес.

  В случае, если иностранный гражданин будет назначен директором компании, то ему необходимо получить индивидуальный идентификационный номер (ИИН), обратившись в специально созданный Экспат центр.

  Форма заявления на регистрацию компании содержится на Портале самообслуживания МФЦА (e-Residence portal). Помимо заявления необходимо также предоставить ряд других требуемых документов (в зависимости от планируемых видов деятельности). Документы, выданные иностранным государством, не требуют апостиля и перевода на русский/казахский язык и предоставляются в МФЦА на английском языке.

  После подачи пакета документов необходимо оплатить сбор за инкорпорацию/регистрацию размере 300 долларов США.

  В настоящее время сроки регистрации не установлены Актами МФЦА, но на практике составляют около двух недель.

Регистрация считается завершенной по факту выдачи:

  • Сертификата об инкорпорации (Certificate of incorporation) Private/Public Company или Сертификата о признании (Certificate of recognition) для Recognized Company, содержащей наименование, БИН и дату регистрации, (для редомицилированных компаний – сертификат о продолжении деятельности).

  • Единственным учредительным документом для компаний является устав (Article of Association). Также предлагается возможность использования типового устава, который может быть изменен и дополнен с учетом требований Актов МФЦА.

  • Как было упомянуто выше, для Частных компаний минимальный уставный капитал (Share Capital) не установлен. Для Публичных компаний размер минимального уставного капитала (распределенный акционерный капитал) равен 100 000 долларам США. Каждая акция в компании должна иметь фиксированную номинальную стоимость. При этом для публичных компаний на момент инкорпорации компании регистратор требует подтвердить наличие указанной суммы на личном счету учредителя.

  • При совершении сделок с акциями компания предоставляет в AFSA уведомление о передаче акций, Реестр акционеров, решения о продаже и приобретении акций, документ, подтверждающий передачу акций, а также сведения о бенефициаре, регистратор рассматривает их, осуществляет регистрацию, также уведомляет органы юстиции для актуализации данных в Национальном реестре бизнес идентификационных номеров.

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

  Участники МФЦА, оказывающие финансовые услуги, подлежащие лицензированию согласно Актам МФЦА, обязаны подать соответствующее заявление в AFSA.

Услуги в финансовой сфере, на осуществление которых AFSA выдает лицензию, делятся на 3 группы:

  • Regulated Activities
  • Market Activities
  • Ancillary Services

Регулируемые виды деятельности

  • Деятельность на рынке
  • Сопутствующие услуги

При этом для каждой вышеназванной группы правилами МФЦА предусмотрены отдельные требования по выдаче лицензии.

ПРИМИТЕ ВО ВНИМАНИЕ!

  Лицензия МФЦА действует только на территории МФЦА, и в случае, если в соответствии с применимым законодательством (в том числе законодательством Республики Казахстан), финансовая деятельность является лицензируемой или же требует получения специальное разрешение уполномоченного органа и за пределами территории МФЦА, то тогда участник МФЦА должен соблюсти такие требования при осуществлении таких видов деятельности вне МФЦА.

  В будущем AFSA планирует внедрение так называемых «паспортных» соглашений с другими юрисдикциями в отношении оказания финансовых услуг.

2.1. Регулируемые виды деятельности

  Участник МФЦА, занимающийся Регулируемым видом деятельности (как определено далее), именуется Authorised Firm (далее – «Авторизованная компания»).

  К Регулируемым видам деятельности относятся, среди прочих видов деятельности: (1) покупка, продажа, подписка или гарантийное размещение любых инвестиций в качестве Принципала или в качестве Агента; (2) управление инвестициями, принадлежащими другому лицу; (3) предоставление кастодиальных услуг; (4) предоставление трастовых услуг; (4) консультирование по вопросам инвестиций; (5) исламское банковское дело; (6) оказание услуг страхования, управление страхованиям, страховое посредничество; (7) предоставление услуг кредитования, от выдачи кредитов до предоставления консультирования при выборе кредитования; (8) оказание платежных услуг; (9) открытие и ведение банковских счетов и (10) управление платежной системой.

  Для получения лицензии заявителю – участнику МФЦА необходимо предоставить не только всю необходимую информацию, закрепленную в правилах МФЦА и подтверждающую соответствие его установленным критериям, но также заплатить комиссию в размере 3 000-15 000 долларов США в зависимости от вида Регулируемой деятельности. В случае, если участник МФЦА намеревается получить лицензию на осуществление нескольких Регулируемых видов деятельности, оплачивается комиссия только за один вид деятельности, за который предусмотрена самая высокая цена комиссии.

  Существует некоторое отличие сфер лицензирования между правилами МФЦА и общим законодательством Казахстана. Например, нетипичной для казахстанского законодательства является лицензируемая МФЦА деятельность представительств лиц, не являющихся участниками МФЦА. Также консультирование по вопросам инвестирования, организация кастодиальных услуг, предоставление услуг при выборе кредитования не подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Казахстана, но подлежат при осуществлении их в рамках МФЦА.

2.2. Деятельность на рынке

  Участник МФЦА, осуществляющий данные виды деятельности, именуется Authorised market institution (далее – «Авторизованные рыночные институты»).

  К данной группе услуг в финансовой сфере относятся: (1) деятельность фондовой биржи; (2) деятельность клиринговой палаты; (3) управление платформой по торговле цифровыми активами; (4) управление заемной, инвестиционной краудфандинговой платформой или многосторонней платформой; (5) управление организованной торговой платформой; (6) управление платформой частного финансирования.

  AFSA устанавливает отдельные правила регулирования деятельности Авторизованных рыночных институтов, путем закрепления специальных требований в части финансов, внутренних документов, конфликта интересов, технических ресурсов и так далее.

  В целях получения лицензии по осуществлению Деятельности на рынке заявителю необходимо заплатить определенную комиссию. Так, комиссия за осуществление деятельности фондовой биржи или клиринговой палаты составляет 125 000 долларов США, за осуществление деятельности платформы по торговле цифровыми активами – 70 000 долларов США, за остальные виды деятельности – по 5 000 долларов США. При подаче заявления на получения лицензии по нескольким видам Деятельности на рынке, порядок оплаты происходит аналогично порядку, предусмотренному при подаче заявлений на получение лицензии по осуществлению Регулируемых видов деятельности.

  Авторизованные МФЦА рыночные институты (биржи, клиринговые палаты и т.д.) составляют обязательные к соблюдению правила, регулирующие отношения между ними и их участниками. Принцип действия правил идентичен принципу действия договора между вышеназванными субъектами.

  Согласно Правилам по регулированию деятельности Авторизованных рыночных институтов, профессиональными членами (брокерами и др.) биржи и иных авторизованных рыночных институтов МФЦА могут быть только Авторизованные компании, обладающие соответствующей лицензией либо Аккредитированные участники рынка (NON-AIFC Members), сущность аккредитации которых будет определена ниже.

2.3. Сопутствующие услуги

  Участник МФЦА, оказывающий сопутствующие услуги для иных участников МФЦА, занимающихся финансовыми видами услуг, именуется Ancillary Service Provider (далее – «Поставщик сопутствующих услуг»).

  Общие правила МФЦА закрепляют исчерпывающий перечень Сопутствующих услуг: (1) предоставление юридических услуг; (2) предоставление аудиторских услуг; (3) предоставление услуг по бухгалтерскому учету; (4) предоставление экспертных знаний или консультаций по определенной теме и (5) предоставление услуг по оценке кредитоспособности.

  AFSA выдает лицензию на осуществление Сопутствующих услуг и закрепляет специальные требования к заявителю. При этом каких-либо требований в части финансовых ресурсов заявителя не предусматривается. Средний размер комиссии на получение данной лицензии составляет 2 000 долларов США. В случае подачи заявления на осуществление нескольких видов Сопутствующих услуг, оплата комиссии производится за каждый вид Сопутствующей услуги.

2.4. Аккредитация

  В соответствии c Основными положениями МФЦА, субъект рынка, имеющий разрешение или лицензию осуществлять деятельность биржи или предоставлять услуги клиринговой палаты, расположенных за пределами юрисдикции МФЦА, вправе подать заявление для признания себя в качестве Non-AIFC Market Institutions (далее – «Аккредитованный рыночный институт») и осуществлять деятельность на территории МФЦА без необходимости получать соответствующую лицензию МФЦА.

  Лицо, имеющее разрешение или лицензию за пределами юрисдикции МФЦА осуществлять деятельность как профессиональный участник биржи (брокер, дилер и др.), вправе подать заявление для признания себя в качестве NON-AIFC Member (далее – «Аккредитованный член») и осуществлять деятельность в МФЦА без получения лицензии МФЦА.

  При этом следует различать авторизованных участников МФЦА и аккредитованных участников рынка (аккредитованные рыночные институты и аккредитованные члены биржи). Аккредитованные участники рынка не являются участниками МФЦА и на них не распространяются налоговые преференции.

2.5. AIX и основные требования для листинга на бирже

  На базе МФЦА действует Биржа МФЦА. Правилами AIX установлены определенные требования к субъектам рынка, желающим осуществить листинг на бирже. Помимо рыночной капитализации ≥ 1 000 000 долларов США для эмитентов акций и 500 000 долларов США для эмитентов долговых обязательств на момент листинга, минимального допустимого количества акций в свободном обращении и соблюдения установленных требований в отношении проспекта эмиссии, субъекты рынка также должны предоставить аудированную финансовую отчетность за 3 года, подготовленную в соответствии с МСФО и другими стандартами, приемлемыми для AIX.

  Поскольку МФЦА создан относительно недавно, существуют компании, которые также недавно зарегистрировались в МФЦА. Для такой компании тяжело соблюсти требование по аудированной финансовой отчетности за 3 года. Согласно информации на сайте МФЦА, каждый заявитель на включение ценных бумаг в список ценных бумаг AIX и каждое включение ценных бумаг в список ценных бумаг AIX будут рассматриваться в индивидуальном порядке. В случае вновь созданного юридического лица AIX может учитывать другие существенные факторы (например, историю и эффективность основного бизнеса, характер бизнеса). Таким образом, недавно созданные дочерние компании или недавно созданные холдинговые компании существующего бизнеса (например, недавно созданная компания, созданная в МФЦА в качестве материнской компании группы операционных компаний в РК), могут иметь право на участие во включении ценных бумаг в список ценных бумаг AIX с учетом различных других обстоятельств.

  Для того, чтобы ценные бумаги можно было включить в официальный список ценных бумаг AIX, эмитенту не обязательно быть участником МФЦА либо аккредитированным участником рынка.

2.6. Сравнение организационных структур и принципов деятельности KASE и AIX

В отличие от AIX, структура официального списка Казахстанской фондовой биржи (KASE), в соответствии с законодательством Казахстана, разделена на 3 площадки:

  • основная;
  • альтернативная;
  • смешанная.

  Площадки включают в себя сектора, состоящие из акций, долговых ценных бумаг, банковских депозитных ценных бумаг и др. Секторы дополнительно подразделяются на категории. Так, к примеру, сектор акции разделен на категории премиум и стандарт.

  Для каждой площадки, сектора и категории KASE устанавливает свои требования по листингу. Соответственно, KASE посредством сегментации предоставляет больше выбора и возможностей для потенциальных эмитентов.

  Следует отметить, что AIX также развивается в схожем направлении. Так, в AIX относительно недавно был создан Сегмент регионального рынка акций (REMS), направленный на предоставление предприятиям среднего бизнеса Казахстана и Центральной Азии лучшего доступа к акционерному финансированию.

  AIX и AFSA упростили регулирование для компаний сегмента REMS, рыночная капитализация акций в свободном обращении которых не превышает 200 млн долларов США. Принятые изменения позволяют эмитентам REMS готовить упрощенный проспект, основанный на финансовой отчетности за один год без необходимости демонстрировать историческую чистую прибыль. Публикация первого годового отчета для эмитентов нового Сегмента продлена на дополнительные два месяца. Минимальная доля акций в свободном обращений для компаний REMS снижена до 15%.

3. Налоговое регулирование

  Налоговый режим в целом подчиняется налоговому законодательству РК, за исключением изъятий, предусмотренных в Конституционном законе о МФЦА.

3.1. Освобождение от КПН и НДС

ПРИМИТЕ ВО ВНИМАНИЕ!

  Участники МФЦА до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты КПН по доходам, полученным от оказания на территории МФЦА следующих финансовых услуг:

  • банковские услуги исламского банка;
  • услуги перестрахования и страховые брокерские услуги;
  • услуги по инвестиционному управлению активами инвестиционных фондов, их учету и хранению, а также обеспечению выпуска, размещения, обращения, выкупа и погашения ценных бумаг инвестиционных фондов;
  • брокерские и/или дилерские, андеррайтинговые услуги;
  • другие финансовые услуги, определяемые совместным актом МФЦА, центрального уполномоченного органа по государственному планированию и государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет (на текущую дату утвержден перечень, состоящий из 33 категорий финансовых услуг, оказываемых участниками МФЦА, доходы от которых освобождены от уплаты КПН).

  При этом под «территорией МФЦА» понимается территория в пределах города Нур-Султана с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом РК, в которой действует особый правовой режим в финансовой сфере.

  Вышеназванные услуги, оказываемые участниками МФЦА, также освобождаются от уплаты НДС.

  Данные налоговые преференции не распространяются на доходы нерезидентов – контрагентов участников МФЦА, которые подлежат обложению у источника выплаты.

3.2. Освобождение от уплаты КПН в связи с оказанием ряда услуг органам МФЦА и/или участникам МФЦА

  Участники МФЦА до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты КПН по доходам, полученным от юридических, аудиторских, бухгалтерских, консалтинговых услуг, оказываемых органам МФЦА, а также участникам МФЦА, оказывающим финансовые услуги в соответствии с правилами МФЦА, как лицензируемые, так и не лицензируемые.

  В целях применения вышеназванных преференций участники МФЦА ведут раздельный учет доходов, подлежащих освобождению от КПН (прямые доходы) и подлежащих налогообложению (прочие доходы).

3.3. Освобождение от налога на имущество и земельного налога

  Участники МФЦА, оказывающие вышеназванные финансовые и Сопутствующие услуги, освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога по объектам, расположенным на территории МФЦА.

3.4. Освобождение от уплаты ИПН и КПН по дивидендам и от прироста стоимости

  Физические и юридические лица до 1 января 2066 года, как являющиеся участниками МФЦА, так и не являющиеся участниками МФЦА, но являющиеся правообладателями ценных бумаг, долей участия, акций (как указано далее), освобождаются от уплаты индивидуального подоходного налога (ИПН) и КПН по доходам, получаемым:

  • от прироста стоимости при реализации ценных бумаг, находящихся на дату реализации в официальных списках AIX;
  • от прироста стоимости при реализации акций или долей участия в уставных капиталах участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом МФЦА или получивших соответствующую аккредитацию;
  • в виде дивидендов и вознаграждений по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов или вознаграждений в официальных списках AIX;
  • в виде дивидендов по акциям или по долям участия в уставных капиталах участников МФЦА.

  Также предусмотрено освобождение от подоходного налога доходов инвестиционных резидентов МФЦА, полученных из источников за пределами РК.

4. СУД МФЦА

  Суд МФЦА учрежден в виде юридического лица на территории МФЦА. Суд МФЦА независим в своей деятельности и не входит в судебную систему Республики Казахстан. Деятельность суда регулируется Конституционным законом о МФЦА и Регламентом суда МФЦА[3]. При рассмотрении споров Суд МФЦА руководствуется собственными процессуальными Правилами суда МФЦА[4].

  Председатель и судьи Суда МФЦА назначаются и освобождаются Президентом РК по рекомендации Управляющего МФЦА. При этом Председатель и судьи Суда МФЦА не обязаны быть гражданами Казахстана или проживать на его территории и могут осуществлять другую деятельность, в том числе занимать должности в другом суде любого государства или юрисдикции, отличной от МФЦА.

4.1. Юрисдикция Суда и применимое право

Суд МФЦА обладает исключительной юрисдикцией в отношении:

  • споров, возникающих между участниками МФЦА, органами МФЦА и/или их иностранными работниками;
  • споров, касающихся любой операции, осуществленной в МФЦА и подчиненной праву МФЦА;
  • споров, переданных Суду МФЦА по соглашению сторон (даже не являющихся участниками МФЦА);
  • толкования норм актов МФЦА.

Суд МФЦА не имеет юрисдикции в отношении любых споров, имеющих уголовный или административный характер.

При разрешении споров Суд МФЦА руководствуется:

  • правом, согласованным сторонами и не противоречащим публичному порядку Республики Казахстан;
  • правом, которое по мнению Суда МФЦА является наиболее применимым, исходя из фактов и обстоятельств спора;
  • действующим правом МФЦА (Актами МФЦА).

  Регламент также предусматривает право Суда МФЦА учитывать при разрешении споров прецеденты: вступившие в законную силу решения Суда МФЦА и решения судов, принятые в других юрисдикциях общего права (Великобритании, США и т.д.).

  Все процессы в Суде МФЦА проводятся на английском языке. Все документы для использования в Суде МФЦА должны быть на английском языке либо переведены на английский язык.

4.2. Структура Суда

Суд МФЦА состоит из двух инстанций:

  • суд первой инстанции, включающий в себя специализированное подразделение по рассмотрению мелких исков (далее – Суд мелких тяжб);
  • апелляционный суд.

Суд мелких тяжб рассматривает следующие иски, относящиеся к юрисдикции Суда МФЦА:

  • если сумма иска или стоимость предмета иска ≤ 150 000 долларов США;

  • если сумма иска или стоимость предмета иска ≤ 300 000 долларов США при письменном согласии всех сторон на рассмотрение дела Судом мелких тяжб;

  • иски, касающиеся трудоустройства или прежнего трудоустройства стороны при письменном согласии всех сторон на рассмотрение дела Судом мелких тяжб;

  • другие иски, которые могут быть направлены в Суд мелких тяжб Председателем Суда.

4.3. Судебные сборы

  До 1 сентября 2022 года Суд МФЦА не взимает сборы за подачу исков, администрирование и проведение слушаний. Кроме того, стороны контракта, подписанного до 1 сентября 2022 года, с оговоркой о подсудности споров Суду МФЦА, будут иметь право на бесплатное администрирование разрешения в Суде МФЦА споров, вытекающих из такого контракта, до и после 1 сентября 2022 года.

4.4. Исковая давность

  Согласно Регламенту Суда МФЦА, судебный спор не может быть рассмотрен более чем через шесть лет после даты событий, которые привели к судебному спору, если иное не предусмотрено другими актами МФЦА. Для сравнения, общий срок исковой давности по казахстанскому праву составляет 3 года.

  На практике могут возникнуть спорные вопросы относительно срока исковой давности. Так, если контракт регулируется казахстанским или иностранным правом, устанавливающим срок исковой давности < 6 лет, и истец подал иск по истечении такого срока, то ответчик, на наш взгляд, вполне обоснованно может просить Суд МФЦА применить срок исковой давности, установленный применимым к контракту правом, и, соответственно, просить Суд МФЦА отказать в иске.

4.5. Обеспечительные меры

Правила суда МФЦА предусматривают применение Судом МФЦА различных мер по обеспечению иска, в том числе, вынесение:

  • временного судебного запрета;
  • временного решения;
  • приказов: (а) об аресте, проверке или сохранении соответствующего имущества; (б) о взятии образца соответствующего имущества; (в) о проведении эксперимента с соответствующим имуществом; (г) о продаже соответствующего имущества, которое необходимо продать немедленно; (д) о выплате дохода от соответствующего имущества до принятия решения по иску;
  • приказа, разрешающего лицу входить на любую территорию или в любое здание, находящиеся во владении стороны судебного разбирательства, в целях выполнения приказа, вынесенного в соответствии с предыдущим подпунктом;
  • приказа о доставке любого товара истцу или лицу, назначенному Судом МФЦА для такой цели, на условиях, указанных в приказе;
  • приказа о замораживании активов, ограничивающего сторону от вывода активов из Казахстана или обращения с активами везде, где они могут находиться;
  • приказа, в соответствии с которым сторона предоставляет информацию о местонахождении соответствующего имущества или активов, или предоставляет информацию о соответствующем имуществе или активах, которые являются или могут быть предметом приказа о замораживании активов;
  • приказа, предписывающего стороне допустить другую сторону на территорию объектов в целях сохранения доказательств;
  • приказа о представлении документов или осмотре имущества до того, как был подан иск;
  • приказа о предоставлении документов или осмотре имущества в отношении лица, не являющегося участником процесса;
  • приказа о промежуточной оплате для внесения ответчиком обеспечения в связи с любым ущербом, задолженности или другой суммы, которую Суд МФЦА может обязать ответчика оплатить;
  • приказа о том, что спорные денежные средства должны быть внесены на счет Суда МФЦА или иным образом обеспечены (если есть спор о праве стороны на эти денежные средства);
  • приказа, в соответствии с которым сторона должна подготовить и предоставить счета, относящиеся к спору;
  • приказа о назначении банкротного управляющего или управляющего конкурсной массой;
  • в отношении физического лица: (a) приказа о назначении управляющего конкурсной массой или доверительного управляющего в отношении имущества, (b) приказа, требующего, чтобы лицо предоставило Суду МФЦА паспорт и другие документы; или (c) приказа, запрещающего лицу выезжать из Республики Казахстан без согласия Суда МФЦА;
  • иные меры.

  Данный перечень обеспечительных мер не является исчерпывающим. Суд МФЦА вправе применить любое другое средство правовой защиты в интересах правосудия.

  Приказы Суда МФЦА об обеспечении иска исполняются казахстанскими судебными исполнителями в том же порядке, который предусмотрен для исполнения аналогичных определений судов РК, т.е. напрямую.

  Многие из вышеперечисленных обеспечительных мер неизвестны казахстанскому законодательству или не применяются казахстанскими судами на практике, например приказ о продаже имущества или выплате дохода от него до принятия решения по иску; приказ о представлении документов или осмотре имущества до того, как был подан иск.

  При применении обеспечительных мер Правила суда МФЦА защищают и интересы ответчика. Так, приказ Суда МФЦА о судебном запрете должен содержать обязательство истца выплатить любые убытки, которые понесет ответчик. Если истец не может продемонстрировать наличие достаточных активов в Казахстане, от него могут потребовать предоставления обеспечения.

  В ГПК РК также имеется норма об обеспечении возможных для ответчика убытков путем внесения на депозит уполномоченного органа суммы¸ указанной в определении суда. Однако механизм реализации этой нормы не предусмотрен, в связи с чем она не применяется в Казахстане.

4.6. Сроки рассмотрения дел в Суде

  Одной из задач Суда МФЦА является рассмотрение дел способами, пропорциональными сумме привлеченных денег, сущности дела, сложности вопросов, фактов и аргументов, и финансового положения каждой стороны. Целью Правил суда МФЦА является обеспечение оперативного и эффективного разбирательства, при этом используя не больше ресурсов, чем это необходимо. В связи с этим Суд МФЦА не связан какими-либо жесткими сроками рассмотрения дел. Правила суда МФЦА устанавливают лишь сроки для совершения отдельных процессуальных действий (например, вручение иска ответчику, подачи возражений по иску, подачи апелляционной жалобы и т.д.). При этом истец и ответчик могут договориться об увеличении некоторых сроков.

  В отличие от Правил суда МФЦА, ГПК РК устанавливает предельные сроки рассмотрения гражданских дел, которые, как правило, не превышают 3 месяцев с даты принятия дела в производство суда. Для сравнения отметим, что Правилами суда МФЦА предусмотрено вручение искового заявления ответчику в течение 4 месяцев с даты его предоставления Суду МФЦА, а если исковое заявление предъявляется за пределами РК, то этот срок составляет 6 месяцев.

  Таким образом, разбирательство в Суде МФЦА может занять значительно больший срок, чем в казахстанском суде. Это является преимуществом при рассмотрении особо сложных дел, поскольку ограниченные сроки рассмотрения дел в казахстанских судах, а также большая загруженность судей зачастую не позволяют качественно рассматривать такие дела.

  В то же время иски на небольшие суммы, подсудные Суду МФЦА мелких тяжб, могут быть рассмотрены без проведения слушания. Суд МФЦА при разбирательстве таких дел вправе не применять строгие правила доказывания и ограничить перекрестный допрос.

4.7. Представление интересов сторон в Суде

  Суд МФЦА предоставляет более широкие, чем в казахстанских судах, возможности для юристов и адвокатов представлять интересы сторон.

  Юристы или адвокаты любой страны, обладающие квалификацией профессионального юриста или адвоката, соответствующей лицензией или сертификатом, имеют право зарегистрироваться в аппарате Суда МФЦА для представления интересов сторон в судебных делах. Для регистрации необходимо представить документы, подтверждающие наличие профессиональной квалификации юриста или адвоката, действующую лицензию или сертификат, а также письмо от соответствующего органа, подтверждающее надлежащий статус заявителя.

  Юристы, не имеющие квалификации профессионального юриста или адвоката, лицензии на занятие юридической или адвокатской практикой, и чья деятельность не регулируется соответствующей коллегией, также имеют право зарегистрироваться в аппарате Суда МФЦА для представления интересов сторон. Для регистрации необходимо предоставить диплом бакалавра права и два судебных решения, в которых заявитель указан в качестве представителя стороны. Вместо судебных решений могут быть представлены письмо или рекомендация судьи или клиента, подтверждающие представление заявителем сторон в судах.

  В казахстанских же судах представители сторон, если они не являются их законными представителями физического лица или сотрудниками юридического лица, являющегося стороной спора, должны быть членами казахстанских палат юридических консультантов или коллегий адвокатов.

4.8. Апелляции

  Апелляционные жалобы на решения суда первой инстанции рассматривает апелляционный суд. Апелляционные жалобы на решения Суда мелких тяжб рассматривает суд первой инстанции.

  Правилами суда МФЦА установлена необходимость получения разрешения на апелляцию, за исключением случаев, когда апелляционная жалоба направлена на приказ о нарушении.

Разрешение на апелляцию может быть дано в случае, если суд считает, что:

-у апелляции есть реальные шансы на успех; -имеется иная уважительная причина, по которой апелляционная жалоба должна быть рассмотрена.

  В казахстанском судопроизводстве для подачи апелляционной жалобы не требуется разрешение суда, сторона вправе подать такую жалобу на любое решение суда первой инстанции. Некоторые решения казахстанских судов могут быть пересмотрены в суде кассационной инстанции.

4.9. Исполнение судебных актов Суда в Казахстане

  Согласно Конституционному закону о МФЦА, исполнение решений (judgements) Суда МФЦА осуществляется в том же порядке и на тех же условиях, что и исполнение судебных актов казахстанских судов, т.е. напрямую. При этом Конституционный закон о МФЦА не упоминает об исполнении других, помимо решений, актов Суда МФЦА (а именно, приказов (orders) и распоряжений (directions), в то время как некоторые законы, а также акты МФЦА, допускают такую возможность, вступая в противоречие с Конституционным законом. В частности, Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность исполнения на территории РК (1) исполнительных листов, выдаваемых на основании решений Суда МФЦА и (2) приказов Суда МФЦА об обеспечении иска или отмене обеспечения иска.

  Сами Акты МФЦА также выходят за пределы Конституционного закона о МФЦА и указывают, что приказы и даже распоряжения (directions) Суда МФЦА могут быть исполнены на территории Казахстана.

  Так, Правила суда МФЦА предусматривают выдачу исполнительного приказа для исполнения решения или приказа Суда МФЦА на территории Казахстана (п. 30.1 Правил). Регламент суда МФЦА идет еще дальше и в п. 40(2) указывает, что на территории Казахстана могут быть исполнены не только решения и приказы, но и распоряжения Суда МФЦА, при этом, однако сделана оговорка об исполнении указанных актов в соответствии с Конституционным законом о МФЦА.

  Однако, во-первых, как рассматривалось выше, Конституционный закон о МФЦА предусматривает возможность исполнения в Казахстане только решений Суда МФЦА и ничего не говорит о приказах и распоряжениях. Это ставит под сомнение возможность исполнения в Казахстане приказов и распоряжений Суда МФЦА в целом.

  Во-вторых, Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность исполнения в Казахстане только решений Суда МФЦА (а именно выданных на их основании исполнительных листов) и приказов Суда МФЦА об обеспечении иска или отмене обеспечения иска. То есть не все приказы Суда МФЦА могут быть исполнены в Казахстане (а только те, которые касаются обеспечительных мер). Возможность исполнения в Казахстане распоряжений Суда МФЦА не предусмотрена в целом.

4.10. Исполнение судебных актов Суда МФЦА за пределами Республики Казахстан

  Сторона, желающая исполнить решение или приказ Суда МФЦА за пределами РК, подает в суд заявление о получении заверенной копии решения или приказа.

  Судебные акты Суда МФЦА исполняются в соответствии с условиями двусторонних и многосторонних соглашений между Республикой Казахстан и другими странами. Казахстан имеет международные договоры о правовой помощи по гражданским делам в основном со странами, расположенными на территории постсоветского пространства, а также с Турцией, Китаем, Вьетнамом, Индией, Пакистаном, Монголией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Корейской Народно-Демократической Республикой. Однако вопрос об исполнимости решения Суда МФЦА в перечисленных странах следует оценивать с учетом условий каждого такого договора. Некоторые двусторонние договоры о правовой помощи под термином судебное решение понимают любое решение, принимаемое компетентными судами договаривающихся сторон[5]. В то же время Минская конвенция и Кишиневская конвенция, в которых участвует большинство постсоветских стран, предусматривают признание и исполнение решений учреждений юстиции. Поскольку Суд МФЦА не является учреждением юстиции РК, вопрос об исполнении решений Суда МФЦА на территории стран-участниц вышеуказанных международных конвенций может оказаться спорным.

4.11. Преимущества Суда

  Исходя из положений Регламента суда МФЦА и Правил суда МФЦА, можно выделить следующие преимущества Суда МФЦА.

  Основным преимуществом Суда МФЦА является его независимость от судебной системы Казахстана. Решения и приказы Суда МФЦА могут быть пересмотрены только апелляционной инстанцией самого Суда МФЦА.

  Ведение судебного разбирательства на английском языке по Правилам суда МФЦА, основанным на нормах и принципах права Англии и Уэльса, а также возможность участия в процессе иностранных юристов и адвокатов делает Суд МФЦА привлекательной площадкой для разрешения споров с участием иностранных компаний.

  Возможность исполнения решения и отдельных приказов Суда МФЦА в Казахстане без прохождения процедуры их признания[6] является еще одним большим преимуществом для сторон спора, заинтересованным в обращении взыскания на активы должника в Казахстане. Это особенно актуально, учитывая, что Казахстан имеет весьма ограниченное число международных договоров, предусматривающих взаимное признание и исполнение иностранных судебных решений.

  Высокая квалификация судей Суда МФЦА и возможность рассматривать дела в более длительные по сравнению с казахстанским процессуальным правом сроки создают предпосылки для качественного рассмотрения сложных дел. Вместе с тем Правила суда МФЦА предусматривают специальную ускоренную процедуру для рассмотрения небольших исков Судом мелких тяжб.

  Следующим преимуществом Суда МФЦА является возможность применения им мер по обеспечению иска и исполнение приказов о применении таких мер на территории Казахстана в том же порядке, который предусмотрен для казахстанских судебных актов.

  К плюсам судопроизводства в Суде МФЦА можно отнести и предусмотренную Правилами суда МФЦА возможность предоставления истцом встречного обеспечения в целях защиты интересов ответчика от убытков, вызванных применением обеспечительных мер.

  И, наконец, отсутствие судебных сборов до 1 сентября 2022 года делает разбирательство в Суде МФЦА привлекательным как для иностранных, так и для казахстанских компаний. Стороны могут воспользоваться бесплатным администрированием разрешения спора Судом МФЦА и после 1 сентября 2022 года. Для этого достаточно включить в контракт, заключенный до указанной даты, оговорку о рассмотрении Судом МФЦА вытекающих из контракта споров. Найти типовую оговорку Суда МФЦА, а также более подробно ознакомиться с Регламентом суда МФЦА и Правилами суда МФЦА можно на сайте Суда МФЦА.

5. АРБИТРАЖ МФЦА

5.1. Общие положения

  Следуя опыту других международных финансовых центров, на территории МФЦА помимо Суда МФЦА был также создан и соответствующий арбитражный институт – Международный Арбитражный Центр – призванный обеспечить право сторон на альтернативное разрешение споров на территории МФЦА. При этом арбитраж при МФЦА доступен не только для участников МФЦА, но и для любых других участников рынка, если они сделают такой выбор[7].

  Конституционным законом о МФЦА МАЦ причислен к органам МФЦА и учрежден в виде юридического лица на территории МФЦА.

  В отличие от Суда МФЦА, сам МАЦ споры не рассматривает, он лишь администрирует арбитражное разбирательство, т.е. помогает сторонам и арбитрам организовать и провести арбитражное разбирательство, в котором решение по существу спора принимается непосредственно арбитром (арбитрами)[8].

  При этом, в зависимости от выбора сторон и содержания арбитражного соглашения, МАЦ может администрировать арбитражное разбирательство как по своим правилам (руководствуясь Правилами арбитража и медиации МАЦ[9]), так и по правилам ЮНСИТРАЛ (руководствуясь Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ) или по правилам, установленным непосредственно самими сторонами (арбитраж ad hoc). Функция МАЦ по арбитражам ad hoc может быть и более ограниченной и сводиться только к содействию в назначении арбитров (appointing authority).

5.2. Правовая основа

  Закон об арбитраже не применяется в отношении арбитража при МФЦА. На территории МФЦА в отношении арбитража действуют два акта – Арбитражный регламент МФЦА [10] и Правила арбитража и медиации МАЦ.

  Арбитражный регламент МФЦА призван заменить действие Закона об арбитраже на территории МФЦА, то есть установить общие требования к арбитражам в МФЦА. К примеру, арбитраж ad hoc или арбитраж по правилам ЮНСИТРАЛ с местом арбитража в МФЦА должны подчиняться требованиям, установленным Арбитражным регламентом МФЦА. Арбитражный регламент МФЦА соответствует международным стандартам и в целом основывается на Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже.

  Правила арбитража и медиации МАЦ, в свою очередь, устанавливают порядок проведения арбитражного разбирательства по правилам МАЦ.

  Интересно отметить следующую проблему, связанную с распространением Арбитражного регламента МФЦА на стороны арбитражного разбирательства, не являющихся участниками МФЦА.

  Так, согласно Конституционному закону о МФЦА, к актам МФЦА относятся «письменные официальные документы, принятые органами МФЦА, регулирующими отношения между участниками МФЦА и(или) органами МФЦА, и(или) их работниками».

  Между тем, как было сказано выше, арбитраж при МФЦА могут выбрать и не участники МФЦА. Означает ли это, что Арбитражный регламент МФЦА на них не будет распространяться, поскольку они не подпадают под очерченный круг субъектов, отношения которых регулируются актами МФЦА. Представляется, что такое понимание было бы неверным и Арбитражный регламент МФЦА должен распространяться на всех субъектов, избравших арбитраж при МФЦА в качестве метода разрешения спора. В противном случае это означало бы, что для не участников МФЦА не существует каких-либо обязательных правил в отношении процедуры арбитражного разбирательства.

5.3. Арбитражное соглашение

  В целом требования к арбитражному соглашению соответствуют международным стандартам.

  Так, Арбитражный регламент МФЦА закрепляет принцип автономности арбитражного соглашения, согласно которому:

  • арбитражная оговорка рассматривается как соглашение, не зависящее от других условий договора;
  • недействительность договора не распространяется на действительность арбитражной оговорки;
  • арбитражное соглашение подчиняется праву, отличному от материального права, которому подчинен договор.

  Следуя принципам Нью-Йоркской конвенции, Арбитражный регламент МФЦА устанавливает обязательную письменную форму для арбитражного соглашения, которая считается достигнутой в том числе если арбитражное соглашение заключено посредством электронных коммуникаций.

  Если сравнивать с казахстанским законодательством, то можно отметить, что право МФЦА не требует получать разрешение уполномоченного органа на арбитраж в отношении споров между казахстанскими резидентами и квазигодарственным сектором. Вместе с тем существует риск, что данное требование о получении согласия на арбитраж может быть признано применимым к арбитражу в МФЦА несмотря на то, что Закон об арбитраже не распространяется на арбитраж в МФЦА. Дело в том, что требование о получении согласия уполномоченного органа на арбитраж может быть расценено как ограничение правоспособности определенных лиц. При таком толковании данное требование должно применяться ко всем лицам, зарегистрированным в РК, на основании принципов о законе юридического лица, и подлежит соблюдению вне зависимости от избранного сторонами юридического места арбитража.

  В отличие от казахстанского Закона об арбитраже, Арбитражный регламент МФЦА не перечисляет категории споров, неподведомственных арбитражу (к таким спорам Закон об арбитраже относит споры о реабилитации и банкротстве, между субъектами естественных монополий и их потребителями и др.). Для определения возможности разрешения того или иного спора посредством арбитража необходимо будет обращаться непосредственно к актам МФЦА.

5.4. Компетентный суд

  Судом, обладающим юрисдикцией в отношении вопросов обеспечения арбитража в МФЦА, является Суд МФЦА.

К таким вопросам относятся:

  • назначение арбитра (-ов) в случае отсутствия обоюдного согласия сторон и разрешение иных споров, связанных с формированием арбитражного трибунала, отводом, заменой арбитров и прекращением функций трибунала;

  • рассмотрение вопроса о наличии у арбитражного трибунала юрисдикции рассматривать спор;

  • исполнение обеспечительных мер, принятых арбитражным трибуналом, на территории МФЦА;

  • судебная помощь в получении доказательств;

  • рассмотрение ходатайства об отмене арбитражного решения;

  • признание и приведение в исполнение арбитражного решения на территории МФЦА и др.

5.5. Арбитры

  Основываясь на Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже, Арбитражный регламент МФЦА не устанавливает определенных требований к арбитрам, за исключением требования о беспристрастности и независимости. Иными словами, стороны свободны в выборе арбитров, либо могут заранее договориться о тех или иных требованиях к арбитрам.

  Казахстанский Закон об арбитраже более строг в данном вопросе. Арбитрами в казахстанском арбитраже могут выступать лица, достигшие 30-летнего возраста, имеющие высшее образование и стаж работы по специальности ≥ 5 лет. Арбитрами не могут быть действующие судьи, недееспособные или ограниченно дееспособные лица, государственные служащие, лица, имеющие непогашенную судимость.

5.6. Обеспечительные меры

Принятие обеспечительных мер в рамках арбитражного разбирательства в МФЦА возможно по следующим сценариям:

  • арбитражный трибунал по просьбе одной из сторон принимает обеспечительные меры, и такой приказ арбитров может быть в последующем исполнен на территории МФЦА посредством принятия Судом МФЦА соответствующего приказа об исполнении обеспечительной меры (п. 27.2-27.4 Арбитражного регламента МФЦА).

  • Сам Суд МФЦА может принять обеспечительные меры по просьбе одной из сторон арбитражного разбирательства (п. 17, п. 27.5 Арбитражного регламента МФЦА).

  • Что касается исполнения указанных актов об обеспечительных мерах на территории Казахстана, то указанное, на наш взгляд, возможно в рамках только второго сценария, где обеспечительные меры принимает непосредственно сам Суд МФЦА.

  Дело в том, что Закон об исполнительном производстве (п. 1 ст. 9) называет два вида судебных актов Суда МФЦА, которые могут быть исполнены в Казахстане – это исполнительные листы, выдаваемые на основании решений (judgements) Суда МФЦА и приказы (orders) Суда МФЦА об обеспечении иска.

  Если исходить из положений п. 27 Арбитражного регламента МФЦА, то приказ Суда МФЦА об исполнении приказа арбитражного трибунала о принятии обеспечительных мер оформляется приказом Суда МФЦА об исполнении обеспечительной меры. Однако такой вид приказа не поименован в Законе об исполнительном производстве, формально он не подпадает ни под решения (judgements), ни под приказы об обеспечении иска (orders), поскольку в рассматриваемом случае Суд МФЦА непосредственно сам не принимает решение об обеспечительной мере, он только рассматривает вопрос исполнить или не исполнить решение арбитражного трибунала об обеспечительной мере. В этой связи, на наш взгляд, исходя из существующих регуляций, в рамках первого сценария приказ Суда МФЦА об исполнении приказа арбитражного трибунала об обеспечительных мерах не сможет быть принудительно исполнен в Казахстане.

  Также обращаем внимание на то, что потенциально существует возможность обращения сторон арбитражного разбирательства, проводимого в МФЦА, напрямую в казахстанский суд за принятием обеспечительных мер. В частности, ст. 155 ГПК РК предусматривает право сторон арбитражного разбирательства обратиться в казахстанский суд за обеспечением иска. При этом не уточняется, данное право предоставлено только сторонам арбитражного разбирательства, проводимого в Казахстане, или распространится также и на арбитражные разбирательства вне Казахстане (в том числе в МФЦА). Поскольку существует единичная судебная практика, когда казахстанский суд принимал обеспечительные меры в рамках арбитража, проводимого вне Казахстана, то мы полагаем, что теоретически такая возможность существует и в отношении арбитражных разбирательств в МФЦА. То есть стороны арбитражного разбирательства, проводимого в МФЦА, могут напрямую обратиться в казахстанский суд за обеспечительными мерами, не обращаясь при этом в Суд МФЦА.

5.7. Арбитражные расходы

Исходя из Правил арбитража и медиации МАЦ арбитражные расходы складываются из следующего:

  • регистрационный сбор за подачу Прошения об арбитраже (иска);
  • гонорары арбитров;
  • сбор МАЦ за администрирование арбитражного разбирательства;
  • накладные расходы абитражного трибунала и МАЦ.

  МАЦ отменил взимание регистрационного сбора, сбора за администрирование и проведение слушаний до 1 сентября 2022 года. При этом с учетом содержания п. 29.1 Правил арбитража и медиации МАЦ, не совсем понятно, к чему относится сбор за проведение слушаний – к сбору за администрирование или накладным расходам МАЦ.

  Таким образом, с учётом указанного освобождения арбитражные расходы сторон до 1 сентября 2022 года фактически будут состоять из гонорара арбитров и накладных расходов арбитров и МАЦ. На сайте МАЦ нет информации о гонорарах арбитров, по всей видимости, они подлежат отдельному согласованию в начале арбитражного разбирательства.

  Освобождение только от уплаты сбора за администрирование также предоставлено по контрактам, подписанным до 1 сентября 2022 года и содержащим арбитражную оговорку МАЦ. По этим контрактам сбор за администрирование арбитражного разбирательства не будет взиматься как до, так и после 1 сентября 2022 года.

5.8. Отмена арбитражного решения

  Вопросы отмены арбитражных решений, вынесенных в МФЦА, рассматриваются Судом МФЦА. Основания, по которым арбитражное решение может быть отменено, в целом соответствуют основаниям, предусмотренным Типовым законом ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже.

  Если сравнивать с основаниями отмены по Закону об арбитраже, то по казахстанскому законодательству перечень оснований для отмены арбитражных решений шире и включает в себя дополнительное основание, а именно – наличие вступившего в законную силу, вынесенного по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения суда или арбитражного решения либо определения суда или арбитража о прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска.

5.9. Приведение в исполнение арбитражного решения

Исполнение арбитражного решения в МФЦА

  Арбитражное решение, вынесенное в МФЦА, приводится в исполнение на территории МФЦА на основании соответствующего приказа Суда МФЦА, то есть для исполнения арбитражного решения на территории МФЦА необходимо обратиться в Суд МФЦА. Основания, по которым Суд МФЦА может отказать в признании и исполнении арбитражного решения в целом соответствуют основаниям по Нью-Йоркской конвенции и Типовому закону ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже. Если сравнивать регулирование в этой части с казахстанским законодательством, то перечень оснований для отказа в признании и приведении в исполнении арбитражного решения по ГПК РК шире, чем это предусмотрено Арбитражным регламентом МФЦА. В частности, по ГПК РК предусмотрено дополнительное основание для отказа – это наличие вступившего в законную силу, вынесенного по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения суда или арбитражного решения либо определения суда или арбитража о прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска.

Исполнение арбитражного решения в Казахстане

  Что касается исполнения арбитражного решения, вынесенного в МФЦА, на территории Казахстана, то Конституционный закон о МФЦА в этой части устанавливает, что они приводятся в исполнение в том же порядке, как и казахстанские арбитражные решения. Это, в свою очередь, означает, что для признания и исполнения на территории РК арбитражного решения, вынесенного в МФЦА, необходимо обращение в казахстанский суд в порядке в главы 20 ГПК РК. В рамках данного обращения казахстанский суд проводит судебное разбирательство и выносит определение о принудительном исполнении арбитражного решения, в отношении которого в последующем выдается исполнительный лист.

  Вместе с тем на практике сложилась ситуация, при которой арбитражные решения, вынесенные в МФЦА, исполняются в Казахстане без прохождения процедуры их признания обращения в казахстанском суде. В частности, в отношении арбитражных решений, вынесенных в МФЦА, Судом МФЦА выносится приказ и исполнительный лист. В свою очередь, исполнительный лист, выданный на основании приказа Суда МФЦА, имеет в Казахстане силу исполнительного документа, т.е. напрямую принимается судебными исполнителями в работу.

  На наш взгляд, данная практика могла сложиться в силу п. 40(2) Регламента суда МФЦА, который указывает, что «решения, вынесенные в арбитражах с местом арбитража в МФЦА и ратифицированные Судом, могут быть исполнены в МФЦА и в Республике Казахстан в соответствии с Конституционным законом о МФЦА».

  Однако, Конституционный Закон о МФЦА не требует предварительной ратификации арбитражных решений Судом МФЦА. Конституционный закон о МФЦА в этой части ссылается на порядок, действующий для казахстанских арбитражных решений. В свою очередь, этот порядок предполагает обращение только в казахстанский суд за приведением в исполнение арбитражного решения, предварительное обращение за ратификацией арбитражного решения в Суд МФЦА не требуется.

5.10. Преимущества арбитража в МФЦА

  В целом можно выделить следующие преимущества арбитража в МФЦА.

  Закон об арбитраже не применим к арбитражным разбирательствам в МФЦА. В этом отношении арбитраж в МФЦА подчиняется регулированию МФЦА, а именно, Арбитражному регламенту МФЦА, который является более дружественным по отношению к арбитражу, нежели казахстанское законодательство.

  Вопрос отмены арбитражного решения (в случае его обжалования одной из сторон) будет рассматриваться Судом МФЦА, а не казахстанским судом, что позволяет рассчитывать на объективное и справедливое рассмотрение данного вопроса.

  Формально, принудительно исполнить арбитражное решение в Казахстане можно будет только, если арбитражное решение будет признано и исполнено казахстанским судом. Однако на практике арбитражные решения МФЦА исполняются в Казахстане, минуя казахстанский суд.

  Следующим преимуществом арбитража в МФЦА является то, что обеспечительные меры могут быть исполнены в Казахстане без необходимости обращения в казахстанские суды. Для этого достаточно иметь только приказ Суда МФЦА об обеспечении иска.

  И, наконец, отсутствие до 1 сентября 2022 года регистрационного сбора, сбора за администрирование арбитражного разбирательства и проведение слушаний делает арбитраж в МФЦА привлекательным как для иностранных, так и для казахстанских компаний. Стороны могут воспользоваться бесплатным администрированием арбитражного разбирательства и после 1 сентября 2022 года. Для этого достаточно включить в контракт, заключенный до указанной даты, арбитражную оговорку МАЦ. Найти типовую арбитражную оговорку МАЦ, а также более подробно ознакомиться с Арбитражным регламентом МФЦА и Правилами арбитража и медиации МАЦ можно на сайте МАЦ.

6. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Трудовые отношения в МФЦА регулируются Положением[11] и Актом о квалификационных требованиях[12].

6.1. Сфера применения

  Положение применяется к работникам Органов МФЦА[13], организациям Органов МФЦА и участникам МФЦА. Положением предусмотрены минимальные стандарты найма и регулирования трудовых отношений, а также возможность включения в трудовые договоры более привлекательных для работников условий. Участники МФЦА обязаны соблюдать требования Трудового кодекса [14] и иных действующих законов Казахстана в отношении вопросов, не урегулированных Конституционным законом о МФЦА и Актами МФЦА, включая Положение.

6.2. Содержание трудового договора

  Требования к содержанию трудового договора уже, чем перечень информации, которую должен включать трудовой договор по Трудовому кодексу РК.

  Согласно Положению, работник может быть трудоустроен только по трудовому договору, который составлен на английском языке, подписан работником и работодателем. В соответствии с п. 11 (2) Положения, работодатель обязан предоставить работнику копию трудового договора в течение 2 месяцев после начала трудовых отношений. Для сравнения, Трудовым кодексом предусмотрено, что 1 экземпляр трудового договора передается работнику сразу после двустороннего подписания.

  Если работник недостаточно хорошо владеет английским языком, работодатель обязан объяснить работнику все условия трудового договора до его подписания работником.

6.3. Квалификационные требования и визовый режим

  Акт о квалификационных требованиях устанавливает специальные квалификационные требования для иностранцев и лиц без гражданства, претендующих на трудоустройство в МФЦА. Кандидаты должны соответствовать либо критериям в отношении образования, либо критериям в отношении опыта работы. Они должны иметь степень бакалавра (или равнозначную степень) по специальности, относящейся к предполагаемой работе в МФЦА, либо иметь трехлетний опыт работы на руководящей должности или иной пятилетний опыт по предполагаемой работе в МФЦА.

  Конституционным законом о МФЦА предусмотрен упрощенный визовый режим для иностранцев и лиц без гражданства, а именно, возможность получения въездной визы сроком на 5 лет для работников участников МФЦА и членов их семей в аэропорту или зарубежных учреждениях Казахстана. Граждане стран-участниц ОЭСР[15], ОАЭ, Малайзии, Сингапура, Монако, а также других стран, определенных Правительством Казахстана, имеют право на безвизовый въезд сроком до 30 дней. Кроме этого, органы и организации-участники МФЦА вправе привлекать иностранную рабочую силу без получения разрешения на работу. Это является большим преимуществом трудоустройства в МФЦА, поскольку обычно на практике получение рабочего разрешения для иностранцев, работающих в Казахстане, является достаточно долгим и дорогостоящим процессом.

6.4. Трудовая документация

  Работодатель обязан хранить копии всех трудовых договоров, а также записи, содержащие персональную информацию в отношении каждого работника.

  Вышеуказанная информация должна быть указана на английском языке и должна храниться в электронной форме в месте осуществления основной деятельности работодателя в МФЦА в течение минимум 2 лет после прекращения трудовой деятельности работника. Для сравнения, в соответствии с законодательством Казахстана трудовые договоры должны быть заключены в письменной форме на русском и казахском языках и должны храниться 75 лет.

6.5. Оплата труда

  Работодатель должен оплачивать работнику основной ежемесячный оклад с учетом общего количества рабочих дней в году. Дни трудового отпуска должны быть оплачены работнику не позднее 5 рабочих дней до даты начала трудового отпуска. При прекращении трудовых отношений работодатель обязан выплатить всю заработную плату и иные суммы, причитающиеся работнику, в течение 14 дней после наступления срока их выплаты.

  Работодатель и работник вправе выбрать казахстанскую валюту (тенге) или любую другую валюту для выражения и исполнения своих обязательств по трудовому договору. Для работников данное обстоятельство является значительным преимуществом трудоустройства в МФЦА, поскольку согласно общему порядку, действующему в Республике Казахстан, заработная плата устанавливается и выплачивается в казахстанской валюте.

6.6. Рабочее время и время отдыха

  Рабочее время работника не должно превышать 40 часов в неделю / 8 часов в день, если только нет предварительного письменного согласия работника на иное. Работник имеет право на непрерывный период отдыха, продолжительностью не менее 48 часов в течение каждого 7-дневного рабочего периода.

  Работник в МФЦА имеет право на оплачиваемый трудовой отпуск, минимальный срок которого составляет 20 рабочих дней в год. Работник вправе перенести начисленные, но не использованные дни трудового отпуска в количестве до 5 рабочих дней на следующий год на максимальный срок – 12 месяцев. По истечении 12-месячного срока неиспользованные дни трудового отпуска «сгорают». Трудовой отпуск может быть использован периодами продолжительностью 3 рабочих дня или более.

  Для сравнения, основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск в соответствии с Трудовым кодексом составляет 24 календарных дня, если только большее количество дней не предусмотрено законодательством, трудовым или коллективным договором и актом работодателя.

6.7. Отпуск по болезни

  Работник имеет право на отпуск по болезни, максимальный срок которого не должен превышать 60 дней в совокупности в течение любого 12-месячного периода. По требованию работодателя, 1 раз в 7 дней в течение срока отсутствия по причине болезни работник обязан предоставлять медицинское заключение, подтверждающее, что работник не может исполнять должностные обязанности.

6.8. Права матери/отца и ребенка

  Работник имеет право на отпуск по беременности и родам минимальной продолжительностью 12 месяцев, при соблюдении определенных условий (предшествующий срок трудоустройства, уведомление о беременности и отпуске и т.д.).

  В течение минимального срока отпуска работника по беременности и родам работодатель обязан выплачивать работнику: (a) размер нормальной ежедневной заработной платы работника за первые 33 рабочих дня срока; (б) 50% от размера нормальной ежедневной заработной платы работника за следующие 32 рабочих дня срока.

  Работник, который стал отцом новорожденного ребенка, имеет право на отпуск отца по уходу за ребенком, минимальный срок которого составляет 5 рабочих дней. Отпуск отца по уходу за ребенком должен быть использован в течение 2 месяцев с даты рождения ребенка.

  В период такого отпуска работодатель не вправе прекращать трудовые отношения или изменять их условия без получения предварительного письменного согласия работника.

  Согласно Трудовому кодексу, может быть предоставлен отпуск в связи с беременностью и родами, а также в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка, включая отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

6.9. Обязательства работодателя

  Работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда работников. Положением также установлены обязательства работодателя в отношении защиты персональных данных работников, охраны труда и техники безопасности, вентиляции, температуры внутри рабочих помещений, освещения, чистоты, размеров и площади помещения и т.д.

  Работники не могут подвергаться какой-либо дискриминации на основании пола, семейного положения, расы, национальности, религии, возраста, инвалидности. На работодателя возлагаются также иные обязанности, предусмотренные Положением.

6.10. Удержания из заработной платы работника

  Иностранцы, являющиеся работниками МФЦА, до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты ИПН по доходам от деятельности в МФЦА по трудовому договору, заключенному с участником МФЦА, оказывающим определенные финансовые услуги[16]. Соответственно, граждане Казахстана и иностранцы, работающие в МФЦА, которые не подпадают под вышеуказанное исключение, уплачивают ИПН.

  Акты МФЦА не содержат каких-либо положений, касающихся порядка выплаты пенсионных взносов, социального налога, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование. Соответственно, порядок выплаты вышеуказанных налогов и иных обязательных отчислений и взносов регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами Казахстана.

6.11. Прекращение трудовых отношений

  Порядок прекращения трудовых отношений, предусмотренный Положением, существенно отличается от порядка, предусмотренного Трудовым кодексом.

  Согласно Положению, срок уведомления о прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя зависит от продолжительности трудоустройства, и может составлять от 7 до 90 дней. Трудовым договором может быть предусмотрен более длительный срок уведомления.

  Согласно Положению, стороны вправе прекратить трудовые отношения между собой по предварительному уведомлению без указания каких-либо причин. Также предусмотрено прекращение трудовых отношений в связи с нарушениями со стороны работника, которые существенно и неблагоприятно влияют на работодателя, однако каких-либо нормативных определений существенного нарушения или существенного влияния не приводится. Работник, который был непрерывно трудоустроен не менее 1 года, вправе потребовать от работодателя предоставления письменного объяснения причины увольнения.

  Работник имеет право на денежную выплату в связи с прекращением трудовых отношений, если трудовым договором предусмотрена такая выплата. Размер и порядок произведения данной выплаты ранее были регламентированы Положением, а сейчас определяются условиями трудового договора. При этом ранее действовавшие требования Положения в данной части распространяются на работников, принятых на работу по праву МФЦА до 15 января 2021 года, при условии, что их трудовые договоры впоследствии не были соответствующим образом изменены.

  Для сравнения, в Трудовом кодексе предусмотрен детализированный и строго регламентированный порядок прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя, а именно 25 исчерпывающих оснований (причин) для увольнения работников по инициативе работодателя. Некоторые из таких оснований предусматривают выплату компенсации(в определенном размере) в связи с потерей работы.

  При подготовке Обзора мы сконцентрировали внимание на вопросах, наиболее часто вызывающих на практике споры. Однако круг таких вопросов гораздо шире. И в каждом вопросе имеются детали и особенности.

Со своей стороны, мы всегда готовы помочь в вашей работе.

Команда AEQUITAS

[1] AEQUITAS имеет статус recognized company на территории МФЦА

[2] Что следует принять во внимание перед регистрацией: https://afsa.aifc.kz/consider-before-opening-business/

[3] Регламент суда МФЦА - Регламент суда МФЦА, утвержденный постановлением Совета по управлению МФЦА от 5 декабря 2017 года.

[4] Правила суда МФЦА – Правила суда МФЦА 2018, утвержденные Председателем Суда МФЦА в соответствии со Статьей 30 Регламента и вступившие в силу 1 января 2018 года.

[5] Договор между Республикой Казахстан и Республикой Индия об оказании правовой помощи по гражданским делам (г. Астана, 16 апреля 2011 года).

[6] Смотрите, пожалуйста, наш комментарий об этом в Разделе 4.9 Обзора.

[7] И при условии, что арбитраж в отношении такого спора допустим.

[8] В этой связи формулировка п. 1 ст. 14 Закона об МФЦА касательно того, что «Международный арбитражный центр рассматривает споры в случае наличия между сторонами арбитражного соглашения» представляется не совсем корректной.

[9] Правила арбитража и медиации, утвержденные Председателем Международного арбитражного центра 1 января 2018 года.

[10] Арбитражный регламент суда МФЦА, утвержденный постановлением Совета по управлению МФЦА от 5 декабря 2017 года.

[11] Положение № 4 МФЦА о трудовых отношениях было принято 20 декабря 2017 года (далее – «Положение»).

[12] Акт № GR0009 МФЦА о квалификации, необходимой для трудоустройства в МФЦА, был принят 10 декабря 2017 года (далее – «Акт о квалификационных требованиях»).

[13] К Органам МФЦА относятся Совет по управлению МФЦА, Администрация МФЦА, Комитет МФЦА по регулированию финансовых услуг, Суд МФЦА, Международный арбитражный центр МФЦА.

[14] Трудовой кодекс Республики Казахстан № 414-V был принят 23 ноября 2015 года (далее – «Трудовой кодекс»).

[15] Организация экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD).

[16] Банковские услуги исламского банка; услуги перестрахования и страховые брокерские услуги; услуги по инвестиционному управлению активами инвестиционных фондов, их учету и хранению, а также обеспечению выпуска, размещения, обращения, выкупа и погашения ценных бумаг инвестиционных фондов; брокерские и/или дилерские, андеррайтинговые услуги; другие финансовые услуги, определяемые актами МФЦА.