Культелеев Т. 10 актуальных вопросов юристу о деятельности частных компаний в МФЦА // Zakon.kz - 2025.01.27

(информация действительна по состоянию на 10 декабря 2024 года)

Мы продолжаем серию публикаций, касающихся юридических аспектов деятельности в Международном финансовом центре "Астана" (далее - "МФЦА"). Так, ранее на портале zakon.kz вышли следующие публикации:

• Особенности создания и регистрации компаний на территории МФЦА; • Порядок регистрации и лицензирования частных компаний в МФЦА; • МФЦА versus национальное законодательство Республики Казахстан; • 10 вопросов юристу по регистрации компании в МФЦА; • 10 вопросов юристу по редомициляции компаний в МФЦА; • 10 вопросов юристу о директоре и CEO в МФЦА; • 10 вопросов юристу о пострегистрационных действиях в МФЦА; • 10 вопросов юристу о последних изменениях в законодательстве по вопросам миграции и регистрации юридических лиц в Республике Казахстан и МФЦА; • Об особенностях ликвидации компании, исключении из реестра (Strike off) и приостановлении деятельности компании в МФЦА.

В данной публикации мы приводим ответы на 10 наиболее актуальных практических вопросов в сфере корпоративного, миграционного и валютного регулирования, возникающих в процессе деятельности частных компаний в МФЦА. Данная организационно-правовая форма юридического лица наиболее распространена в МФЦА. Из 3300 организаций, зарегистрированных в МФЦА, более 3000 зарегистрированы в форме частных компаний. Дополнительно нами проводится сравнение с регулированием аналогичных вопросов применительно к деятельности товариществ с ограниченной ответственностью (далее – "ТОО") как доминирующей правовой организационной формой юридических лиц Республики Казахстан.

1. Применимо ли «правило матрёшки» в отношении участия частных компаний в уставном капитале ТОО?

Согласно Закону о ТОО[1] "товарищество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное товарищество, состоящее из одного лица" (ст. 10). Данная норма сформулирована не вполне ясно и вызывает на практике разноречивое толкование.

Нам известны различные мнения чиновников по этому вопросу, занимавших позицию министра юстиции в разное время. Так, в 2010 году министр юстиции прокомментировал данную статью таким образом, что ее положения не применимы к иностранным юридическим лицам[2]. Нам также известны и другие (противоположные вышеуказанному толкованию) позиции министров по данному вопросу, которые меняются время от времени, но на практике это никак не отражалось, и регистрирующий орган всегда регистрировал ТОО без учета данной нормы. Полагаем, одной из причин было то, что регистратор из выписки из торгового реестра или иного документа об учредителе не всегда мог видеть его структуру.

Однако с 2023 года регистрирующий орган и органы юстиции[3] стали иначе толковать указанную норму, запрещающую создание компаний-матрешек. Теперь регистратор, НАО Государственная корпорация "Правительство для граждан", считает, что данное правило относится ко всем лицам, в том числе и иностранным.

Хотя данная норма существует с 1998 года, по-прежнему остается непонятным на настоящий момент, что делать с теми ТОО, которые были зарегистрированы в период действия иного мнения министра юстиции.

В связи с этим интересен вопрос о возможной структуре, при которой ТОО будет иметь единственным участником частную компанию, которая в свою очередь состоит из одного лица. Пример: иностранный инвестор создает частную компанию, которая в свою очередь приобретает какой-либо актив (например, в форме ТОО) в Республике Казахстан.

Мы обратились в Министерство юстиции за разъяснением законодательства, но не получили однозначный ответ. Министерство юстиции ограничилось цитированием пункта 2 статьи 1 Закона "О хозяйственных товариществах" о том что "…хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью…", а также подтвердило, что в соответствии с подпунктом 5) статьи 1 Конституционного закона об МФЦА[4] "участники МФЦА – юридические лица, зарегистрированные в соответствии с действующим правом МФЦА, а также иные юридические лица, аккредитованные МФЦА"[5] .

При этом, как показывает практика, сотрудники регистрирующего органа (НАО Государственная корпорация "Правительство для граждан"), к счастью, пока не отказывают в регистрации/перерегистрации ТОО, имеющих единственным участником частную компанию, которая в свою очередь состоит из одного лица.

К актам МФЦА, регулирующим корпоративные вопросы, относятся Регламент о компаниях (далее – "Регламент")[6] и Правила о компаниях (далее – "Правила")[7] .

Ни одним из указанных актов не предусмотрено каких-либо ограничений на создание частных компаний, имеющих в качестве акционера другое юридическое лицо, состоящее из одного лица.

Таким образом, если инвестор намеревается структурировать владение через частную компанию в МФЦА, то можно заключить, что законодательство МФЦА позволяет это сделать без ограничений, предоставляя гибкие возможности для структурирования владения, что делает его привлекательной юрисдикцией для инвесторов, желающих оптимизировать корпоративную структуру с учетом международных стандартов.

2. Необходимо ли иностранному гражданину получать разрешение на временное проживание (РВП) или визу С5 для целей создания частной компании?

Согласно пункта 1 статьи 4 Конституционного закона об МФЦА действующее право МФЦА основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из:

  1. Конституционного закона об МФЦА;
  2. не противоречащих Конституционному закону об МФЦА актов МФЦА, принимаемых органами МФЦА;
  3. действующего права Республики Казахстан, которое применяется в части, не урегулированной Конституционным законом об МФЦА и актами МФЦА.

Акты МФЦА охватывают большинство отношений, возникающих между зарегистрированными в МФЦА юридическими лицами и другими соответствующими лицами по корпоративным, контрактным, трудовым и другим вопросам.

Вместе с тем не все отношения урегулированы правом МФЦА.

Так, пункт 4 статьи 7 Конституционного закона об МФЦА устанавливает следующее: "Условия и порядок въезда в Республику Казахстан и выезда из Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, прибывающих в Республику Казахстан для осуществления деятельности в МФЦА, определяются органами МФЦА по согласованию с соответствующими государственными органами Республики Казахстан".

Органами МФЦА в части миграционных вопросов приняты лишь следующие акты:

• Квалификации, необходимые для трудоустройства в МФЦА (Qualifications necessary for employment in the AIFC); • Руководство по условиям пребывания направленных иностранных сотрудников участников МФЦА (Guidance on the conditions of stay of Seconded foreign employees of AIFC Participants); • Правила МФЦА по ведению документации (AIFC rules on keeping records).

Поэтому мы полагаем, что акты Республики Казахстан, которые касаются соблюдения миграционных требований, должны применяться и на территории МФЦА.

В частности, многие акты Республики Казахстан в области миграции были дополнены положениями, применимыми исключительно к участникам МФЦА. Например, Перечень лиц, для которых не требуются разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (ИРС)[8] , включает отдельную категорию иностранцев, привлекаемых участниками и органами МФЦА. Кроме того, для работников участников МФЦА визы выдаются без необходимости получения разрешения на привлечение ИРС и сроком до пяти лет (п. 33 Приложения № 1 Правил выдачи виз)[9].

В предыдущей статье, посвящённой вопросам миграции, мы подробно рассмотрели изменения в законодательстве, касающиеся регистрации юридических лиц. В частности, п. 2 ст. 40 Закона о миграции[10] изложен в следующей редакции: "Запрещаются создание юридического лица, а также участие в уставном капитале коммерческих организаций путем вхождения в состав участников юридических лиц иностранцам, не получившим визы на въезд или разрешение на временное проживание в качестве бизнес-иммигрантов, за исключением иммигрантов, имеющих вид на жительство иностранца или удостоверение лица без гражданства.". (Подробнее см. статью Т. Культелеева "10 вопросов юристу о последних изменениях в законодательстве по вопросам миграции и регистрации юридических лиц в Республике Казахстан и МФЦА").

Если ранее данная норма содержала только требование о наличии визы категории С5 для бизнес-иммигрантов, то новые изменения коснулись физических лиц, граждан стран, с которыми Республикой Казахстан установлен безвизовый режим (например, граждане стран ЕАЭС[11] ), и теперь для граждан этих стран необходим РВП бизнес-иммигранта.

Данное требование уже неукоснительно соблюдается регистратором коммерческих юридических лиц (НАО "Правительство для граждан").

Кроме того, п. 2 ст. 40 Закона о миграции устанавливает, что бизнес-иммигрант в течение двухмесячного срока со дня въезда на территорию Республики Казахстан обязан зарегистрировать коммерческую организацию в Республике Казахстан или вступить в состав участников (акционеров) коммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан. В соответствии с подпунктом 5) статьи 1 Конституционного закона об МФЦА - участники МФЦА – юридические лица, зарегистрированные в соответствии с действующим правом МФЦА, а также иные юридические лица, аккредитованные МФЦА. И поскольку МФЦА расположен на территории Республики Казахстан и юридические лица являются его резидентами, то вышеуказанные требования должны соблюдаться и участниками МФЦА.

Отметим, что согласно позиции Комитета миграционной службы, регистрация юридического лица могла осуществляться и без въезда учредителей на территорию Республики Казахстан, и иностранные граждане могли создавать юридические лица без наличия визы категории С5 [12]. Вместе с тем, органы государственных доходов имели другую позицию, и были случаи подачи исков о признании регистрации юридических лиц недействительной (в том числе в случае регистрации по доверенности), однако, суд не всегда вставал на сторону государственного органа, и нам известны случаи отказа в удовлетворении подобных исковых требований[13] .

Однако с внесением изменений в ст. 40 Закона о миграции (поскольку получить РВП возможно только при въезде) стало очевидным, что государство тем самым хочет отсеять «компании-однодневки», которые не имеют фактического намерения осуществлять деятельность в Казахстане и приносить пользу его обществу и экономике.

И это не единственное изменение. Так, если ранее было возможным подать документы на регистрацию ТОО представителю учредителя по доверенности, и иностранный гражданин при этом мог находиться в своей стране, то сейчас недостаточно получить визу С5 или РВП, вместе с этим необходимо находиться на территории Казахстана, пока проходит регистрация юридического лица (так как систему регистрирующего органа подсоединили к ЕИС "Беркут" пограничной службы для автоматической проверки). Соответственно лицо, имеющее визу С5 или РВП, также должно находиться на территории Казахстана, пока регистрируется юридическое лицо (около 2 дней).

Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть, что непосредственно Комитет МФЦА по регулированию финансовых услуг (AFSA)_(далее — "Регистратор") не требует при регистрации частных компаний наличия визы С5 или РВП бизнес-иммигранта, прежде всего, вероятно, это связано с тем, что регистрация юридических лиц в МФЦА осуществляется онлайн через портал портал e-Residence, однако, на наш взгляд это не означает, что требование Закона о миграции не должны соблюдаться. Однако остаётся вопрос, если заявитель решит получить визу С5 или РВП в качестве бизнес-иммигранта, сколько времени ему необходимо находиться на территории Казахстана, так как процесс рассмотрения документов с участием нерезидентов теперь проходит по процедуре Strategic Fit и занимает около двух месяцев (Подробнее см. статью Т. Культелеева "10 вопросов юристу по регистрации компании в МФЦА").

3. Необходимо ли получать согласие на экономическую концентрацию в случае приобретения акций частной компании?

Субъекты рынка, намеревающиеся совершить либо совершившие экономическую концентрацию, обращаются в антимонопольный орган с ходатайством о даче согласия на экономическую концентрацию или уведомляют антимонопольный орган о совершенной экономической концентрации в порядке, предусмотренном Предпринимательским кодексом (п. 2 ст. 200 Предпринимательского кодекса)[14] .

Кодекс не делает исключений для участников МФЦА, а, следовательно, в силу субсидиарного применения права Республики Казахстан, которое действует в части, не урегулированной Конституционным законом об МФЦА и актами МФЦА, такое требование должно соблюдаться и участниками МФЦА.

Напомним, что предварительное согласие антимонопольного органа требуется в случае приобретения более чем 50% голосующих акций (долей участия в уставном капитале) при наличии одного из следующих условий:

• совокупная балансовая стоимость активов приобретателя (группы лиц) по сделке, а также приобретаемого юридического лица или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает 10 000 000 МРП[15] (около 80 млн. долларов); • одним из лиц, участвующих в сделке, является субъект рынка, занимающий доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке.

Данное требование не распространяется на учредителей юридического лица при его создании, а также, если транзакция осуществляется внутри одной группы лиц (подп. 2) п. 1, подп. 3) п. 2 ст. 201 Предпринимательского кодекса).

4. Как осуществляется увеличение уставного капитала частной компании?

Увеличение уставного капитала частной компании осуществляется в соответствии со статьей 44 Регламента (Alteration of share capital) и может включать следующие действия:

1) Увеличение уставного капитала за счет выпуска новых акций: o Частная компания может создавать новые акции существующего класса с той же номинальной стоимостью или акции нового класса с подходящей номинальной стоимостью. o Например:  Если у частной компании есть 1,000 акций класса A номинальной стоимостью 10 долларов США, она может выпустить дополнительно 500 акций того же класса, увеличив уставный капитал на 5,000 долларов США.  Частная компания может также создать новый класс акций, например, класс B с номинальной стоимостью 5 долларов США, и выпустить 2,000 таких акций, увеличив уставный капитал на 10,000 долларов США.

2) Консолидация и деление акций: o Частная компания может объединить существующие акции, чтобы увеличить их номинальную стоимость. o Например:  У частной компании есть 100 акций номинальной стоимостью 1 доллар США. После консолидации каждые 2 акции объединяются в 1 акцию номинальной стоимостью 2 доллара США. В результате количество акций уменьшается до 50, но общий уставный капитал остается неизменным (100 долларов США).

3) Разделение акций на меньшую номинальную стоимость: o Акции могут быть разделены на большее количество акций с меньшей номинальной стоимостью, при условии сохранения пропорции между оплаченной и неоплаченной суммой. o Например:  Акция номинальной стоимостью 10 долларов США делится на 2 акции номинальной стоимостью 5 долларов США каждая. Если исходная акция была полностью оплачена, новые акции также будут полностью оплачены.

Регламент не устанавливает каким видом решения (Общим или Специальным)[16] должно приниматься такое решение акционеров. Как предлагается в типовом уставе частной компании решение об увеличении уставного капитала принимается простым решением акционеров, если иное не предусмотрено в Регламенте (статья 11 Приложения 5 Правил).

Самый распространенный способ увеличения уставного капитала – путем создания новых акций существующего класса с той же номинальной стоимостью. При этом если в частной компании лишь один акционер, то достаточно принять решение единственному акционеру. В частных компаниях с несколькими акционерами решение об увеличении уставного капитала может быть принято общим собранием, а затем совету директоров (на основании устава или решения акционеров) может быть делегировано право (a) распределять и выпускать акции; или (b) предоставлять права на подписку[17] (пункты 3 (a) и 5 статьи 44 Регламента). При этом действующие акционеры при распределении новых акций имеют преимущественное право перед третьими лицами (статья 48 Регламента).

Если частная компания размещает акции за вознаграждение, отличное от денежных средств, то совет директоров частной компании обязан принять решение, соответствующее требованиям пункта 2 статьи 45 Регламента и представить копию соответствующего решения Регистратору вместе с уведомлением о размещении. Следует отметить, что в случае внесения неденежного вклада в оплату акций, требования о проведении независимой оценки такого вклада нет (в отличие от аналогичного регулирования для ТОО). Примером неденежного вклада, помимо обычного имущества, могут быть доли участия или акции в других юридических лицах, вносимые акционером в оплату выпущенных частной компанией акций. В результате такого вклада частная компания становится участником или акционером соответствующего юридического лица, для чего требуется перерегистрация этого юридического лица.

Согласно Руководству по обязанностям участников МФЦА по подаче документов [18], об увеличении уставного капитала необходимо сообщить Регистратору в течение 14 дней посредством направления уведомления в разделе Submit paper forms через портал e-Residence (www.digitalresident.kz). На этом же сайте можно найти все необходимые формы уведомлений и даже некоторые образцы документов. Также рекомендуем ознакомиться со следующими документами: Guidance on the registration process in the AIFC и Guidance on post-registration applications.

Уведомление состоит из следующих форм МФЦА, которые подписываются директором компании и прилагаются в сканированном виде:

  1. Уведомление об изменении зарегистрированных данных (AIFC Notification of Change in Registered Details.)
  2. Извещение об актуализации сведений (AIFC Notification of actualization of information.)
  3. Уведомление об изменении устава (AIFC Notice of Amendment of Articles of Association)

Помимо этого, заявитель прикладывает копию устава и решения об увеличении уставного капитала и внесении изменений в устав, Сертификат, выданный как минимум одним из директоров компании, подтверждающий, что предлагаемое изменение соответствует требованиям Регламента и Правил, а также квитанцию, подтверждающую оплату пошлины, которая составляет 100 долларов США[19] . Счет генерируется в онлайн-формате.

Нарушение указанных требований наказывается штрафом в размере до 10 000 долларов США (Приложение 3 Правил), однако, в Руководстве по обязанностям участников МФЦА по подаче документов указывается, что штраф составляет до 2000 долларов США.

Как указывается на сайте МФЦА в разделе пострегистраций[20] , срок обработки заявки составляет до 10 дней. Однако на практике заявка вначале обрабатывается Регистратором в течение 10 дней. Затем, сведения об увеличении уставного капитала направляются в орган юстиции. Об этом Регистратор сообщает в своем письме, где указывается, что орган юстиции будет рассматривать документы в течение 10 дней. Только после того, как в базе юридических лиц обновятся сведения, что можно узнать из сведений о всех регистрационных действиях юридического лица[21] Регистратор обновляет сведения в Публичном реестре[22] . Таким образом, весь процесс может занять до 20 дней.

5. Необходимо ли осуществлять учетную регистрацию валютной операции в случае формирования/увеличения уставного капитала частной компании?

Как известно, для целей мониторинга валютных операций Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет учетную регистрацию валютных договоров, на основании и (или) во исполнение которых проводятся операции движения капитала (п. 1 ст. 13 Закона о валютном регулировании[23] ).

Учетная регистрация валютного договора по движению капитала предусматривает присвоение этому договору учетного номера и последующее представление резидентом-участником валютного договора по движению капитала в Национальный Банк Республики Казахстан сведений и отчетов по нему с использованием учетного номера (п. 1 ст. 14 Закона о валютном регулировании).

Учетной регистрации подлежит валютный договор по движению капитала, в рамках которого предусмотрено:

  1. поступление имущества (денег) в Республику Казахстан и (или) возникновение обязательств у резидента по возврату имущества (денег) нерезиденту на сумму, превышающую 500 000 долларов США в эквиваленте;
  2. передача имущества (перевод денег) из Республики Казахстан и (или) возникновение у резидента требований по возврату имущества (денег) нерезидентом на сумму, превышающую 500 000 долларов США в эквиваленте[24].

Самими распространенными валютными операциями, с которыми нам приходится сталкиваться – это регистрация договора займа, увеличение уставного капитала, при которых в Республику Казахстан осуществляется поступление денег от нерезидента либо продажа долей участия/акций казахстанского юридического лица, в результате которой осуществляется перевод денег из Республики Казахстан от резидента в пользу нерезидента.

Однако требования об учетной регистрации валютного договора по движению капитала не распространяются на валютные операции, проводимые участниками МФЦА на его территории (п. 6 ст. 14 Закона о валютном регулировании, п. 4 ст. 5 Конституционного закона об МФЦА).

Таким образом, не требуется получение учетного номера в случае увеличения уставного капитала, получения денег по договору займа, если получателем является частная компания МФЦА.

При этом на практике это исключение также применяется и в том случае, если продаются доли участия/акции казахстанского юридического лица (не обязательно находящегося в МФЦА), но достаточно если стороной валютного договора будет частная компания МФЦА (например покупатель какого-либо актива в Республике Казахстан, в результате покупки которого она должна выплатить деньги продавцу-нерезиденту).

Вместе с тем согласно пункту 5.1. Приложения № 5 Правил валютного регулирования[25] Участник МФЦА предоставляет в AFSA информацию по договору, на основании и во исполнение которого осуществляются операции движения капитала, на сумму равную или превышающую эквивалент 500 000 долларов США, по форме согласно приложению 4 к настоящему приложению. Информация предоставляется до истечения срока в 30 (тридцать) календарных дней со дня начала проведения платежей по данному договору.

В случае несвоевременного предоставления отчетности, предусмотренной Правилами валютного регулирования, AFSA применяет меры в соответствии с п. 7.1.3 Правил о сборах (статья 9.2 Правил валютного регулирования). Штраф составляет 300 долларов США, если уведомление, отчет или декларация не предоставлены в течение 3 рабочих дней после нарушения. При неуплате штрафа в течение 30 календарных дней начисляется дополнительный штраф в размере 10% от суммы за каждый день просрочки[26] .

6. Какие существуют особенности финансирования частных компаний, а также необходимо ли получать лицензию в случае предоставления внутригруппового займа?

Частные компании, оказывающие финансовые услуги, являются регулируемыми компаниями (см. Приложение № 1 - 4 Общих правил[27] ) и осуществление регулируемой деятельности требует получение соответствующей лицензии.

Вместе с тем, законодательством не запрещено регистрировать на территории МФЦА компании, не оказывающие финансовых услуги, а работающие в других отраслях, однако, в этом случае такие компании не будут иметь налоговых преференций (за исключением освобождения от налогообложения дивидендов, выплачиваемых по акциям/долям участия компании-участника МФЦА, а также от налогообложения прироста капитала от продажи акций/долей участия компании-участника МФЦА)[28] . Также в МФЦА допускается регистрировать холдинговые компании. Данный вид деятельности не является регулируемым и не требует получения лицензии.

Соответственно в отношении таких компаний не будут применяться акты МФЦА в отношении регулируемой деятельности, и получение лицензии на регулируемую деятельность не потребуется. Если вид деятельности, которым планирует заниматься компания, не является лицензируемым с точки зрения права МФЦА, но является лицензируемым или требует получения разрешения в рамках казахстанского законодательства, то лицензирование такой деятельности будет регулироваться общим Законом о разрешениях[29] .

Основными способами финансирования частных компаний является выпуск дополнительных акций, увеличение уставного капитала и распределение таких акций среди действующих акционеров, или прием в состав акционеров нового акционера (инвестора) (подробнее об этом см. статью Т. Культелеева "10 вопросов юристу о пострегистрационных действиях в МФЦА"), а также через внесение акционером вклада в имущество частной компании без увеличения уставного капитала (по аналогии как это происходит в ТОО на основании п. 3 ст. 39 Закона о ТОО), и через внутригрупповой заем.

Преимуществом финансирования через увеличение уставного капитала является то, что деньги, полученные частной компанией, не являются доходом и не подлежат налогообложению (в отличие от вклада в имущество компании без увеличения уставного капитала). Что касается внутригруппового займа, то полученные деньги не рассматриваются как доход частной компании, но заем рано или поздно должен быть возвращен, а в случае прощения займа денежные средства будут рассматриваться как доход, на который будет начислен корпоративный подоходный налог.

На практике не раз поднимался вопрос о необходимости получать лицензию на регулируемый вид деятельности в случае осуществления заемных операций (например, в случае если частная компания собирается предоставлять займы другим компаниям внутри своей группы лиц), если это не является основным видом деятельности участника МФЦА и такие услуги оказываются его аффилированным лицам.

Основным нормативным правовым актом МФЦА в сфере валютного регулирования является Правила валютного регулирования.

Пункт 3.1.1 Правила валютного регулирования гласит, что, если иные запреты не установлены правом МФЦА и/или законодательством РК, участники МФЦА вправе предоставлять резидентам, не являющимся участниками МФЦА, финансовые и сопутствующие им услуги только согласно Приложению 2 к Правилам. В данном Приложении перечислены виды банковских и платежных услуг, страхования, инвестиционных услуг и услуг с цифровыми активами, которые могут оказывать участники МФЦА на основании соответствующей лицензии.

Данным актом не урегулированы так называемые внутригрупповые займы, которые выдаются для эффективной структуризации денежных потоков и деятельности группы компаний.

Вместе с тем мы полагаем, что деятельность по предоставлению внутригрупповых займов исключена из сферы лицензирования. Так, пунктом 1.1.12. Общих правил установлено исключение в отношении действий с компаниями группы или для них: Лицо не осуществляет ни один из регулируемых видов деятельности, для целей Предоставления кредитов (Providing Credit), если это лицо является юридическим лицом и осуществляет данную деятельность исключительно как принципал с другими юридическими лицами или для них:

(a) которые входят в ту же группу, что и данное лицо; или
(b) которые являются или предполагают стать участниками совместного предприятия, и сделка совершается в целях или в связи с таким предприятием.

Такое же исключение применяется и к инвестиционной деятельности[30]. Таким образом, инвестирование в деятельность иностранного юридического лица участником МФЦА, а также предоставление финансовой помощи участником МФЦА иностранному юридическому лицу (внутри одной группы лиц), не рассматриваются как осуществление финансовых услуг в рамках законодательства МФЦА, требующих наличие соответствующей лицензии.

7. Что такое классы акций и могут ли в частной компании быть не голосующие акции?

Актами МФЦА предусмотрена возможность выпуска различных классов акций. Так в Типовом уставе для частных компаний, который приводится в Приложении № 5 Правил, установлено, что акция может быть выпущена с правами, привилегиями или ограничениями, которые компания может определить посредством Обычного решения (ст. 7.1). Статьей 33 Регламента (Variation or abrogation of class rights) устанавливается порядок изменения или отмены прав, закреплённых за определённым классом акций частной компании.

Частная компания может увеличить свой акционерный капитал путем создания новых акций существующего класса с той же номинальной стоимостью или нового класса акций с номинальной стоимостью, которую она считает подходящей (п. 2 ст. 44 Регламента).

Классы акций представляют собой различные категории акций, которые частная компания может выпускать для акционеров. Каждый класс акций может обладать своими уникальными правами и привилегиями. Вот основные аспекты, которые могут различаться между классами акций:

Голосование: Акции могут различаться по количеству голосов, которые предоставляются акционерам на общем собрании. Например, один класс акций может давать больше голосов на акцию, чем другой, или вообще не предоставлять право голоса.

Дивиденды: Различные классы акций могут иметь разные права на получение дивидендов. Одни акции могут давать право на фиксированные дивиденды, другие — на переменные дивиденды, а третьи могут вообще не получать дивиденды.

Приоритет при ликвидации: В случае ликвидации частной компании, держатели одного класса акций могут иметь приоритет перед другими классами в получении части активов частной компании.

Конвертируемость: Некоторые классы акций могут быть конвертируемыми, то есть акционеры могут обменивать свои акции на акции другого класса по определенным условиям.

Участие в капитале: Акции могут различаться по праву на участие в капитале частной компании при выпуске новых акций или в случае дополнительных инвестиций.

Наличие разных классов акций позволяет частной компании гибко управлять правами акционеров, привлекая при этом инвестиции, сохраняя контроль или предоставляя разные уровни доходности.

Непропорциональное распределение дивидендов. Одним из практических вопросов, возникающих при распределении дивидендов, является возможность их непропорционального распределения.

Важно отметить, что акты МФЦА, и, в частности, глава 8 Регламента, посвящённая распределению дивидендов, не регулируют порядок пропорционального распределения дивидендов между акционерами. В отличие от Закона о ТОО, где норма о пропорциональном распределении дивидендов является императивной (п. 2 ст. 40), в рамках МФЦА таких ограничений нет.

Что касается распределения дивидендов непропорционально долям акционеров через установление специальных классов акций, Типовой устав частной компании содержит следующие положения:

• акция может быть выпущена с правами, привилегиями или ограничениями, которые устанавливаются Обычным решением акционеров;
• директора могут распределять промежуточные дивиденды, но с учётом приоритетных прав других классов акций;
• частная компания не выплачивает проценты на дивиденды или другие суммы, подлежащие выплате по акциям, если это не предусмотрено правами, прикреплёнными к этим акциям.

Таким образом, несмотря на отсутствие прямого разрешения на непропорциональное распределение дивидендов между акционерами (в зависимости от процента владения акциями), такая возможность может быть реализована через установление специальных прав, привилегий или ограничений для различных классов акций.

В качестве примера приведем следующие частные компании, которые имеют акции разного класса: ZHYLDYZ Ltd., Sota Ltd., Real Estate Investment Trust TS Property Group OEIC Ltd, Kazakhstan Green Hope Ltd.

Ещё одним распространённым способом непропорционального распределения дивидендов является урегулирование этого вопроса через акционерное соглашение (Shareholders Agreement) (далее – "SHA"), что согласуется с нормой статьи 8 Акта о контрактах[31] , согласно которой любое лицо свободно в заключении договора и определении его условий (подробнее см. в ответе на вопрос № 9).

Кроме того, в МФЦА отсутствуют строгие ограничения по срокам выплаты дивидендов, в отличие от императивного требования о выплате дивидендов в ТОО, согласно которому выплата должна быть произведена в течение одного месяца с момента принятия решения (пункт 2 статьи 40 Закона о ТОО). В МФЦА частные компании самостоятельно устанавливают сроки выплаты дивидендов в уставе или соответствующем решении.

Различные права голоса. Другим важным вопросом является возможность установления различных прав голоса.

Такие права могут быть определены как по конкретным вопросам, так и вне зависимости от количества акций. В отношении ТОО это регулируется через возможность определения размера долей непропорционально внесённому вкладу (пункт 1 статьи 28 Закона о ТОО) и через возможность предусмотреть иной порядок голосования независимо от числа голосов, соответствующих доле в уставном капитале (пункт 5 статьи 42 Закона о ТОО). В частных компаниях МФЦА такие права могут быть реализованы через установление специальных прав, привилегий или ограничений, связанных с определёнными классами акций.

В качестве примера приведем компанию PLIX Ltd., которая имеет голосующие и неголосующие акции.

В процессе регистрации компании на портале e-Residence (www.digitalresident.kz) при заполнении сведений об акциях предоставляется возможность указать их класс, номинальную стоимость и количество голосов, которые предоставляют акции. Например, можно создать два класса акций с одинаковым количеством и номинальной стоимостью, но с различным количеством голосов по каждой акции, либо сделать один из классов полностью неголосующим.

Акционеры могут договориться о распределении акций таким образом, что один из них получает один класс акций, а другой — второй. Это позволяет даже при равном количестве акций и их номинальной стоимости, установить различное количество голосов для акционеров.

Таким образом, если инвестору требуется усиленная защита по определённым вопросам, рассматриваемым на общем собрании акционеров, он может использовать инструмент различных классов акций. Однако это не всегда эффективно и требует учёта всех обстоятельств. Например, установление различных классов акций может не дать желаемого результата.

8. Какие имеются недостатки у Типового устава частной компании?

В МФЦА утверждена Типовая форма устава частной компании, которая приводится в Приложении № 5 Правил.

На наш взгляд очевидными недостатками Типового устава являются следующие:

• нет прописанных прав и обязанностей акционеров; • нет прописанной четкой компетенции общего собрания, совета директоров, главного исполнительного директора (далее – "CEO"), недостаточно четкий и ясный порядок принятия и оформления решений; • нет порядка утверждения внутренних документов частной компании, штатного расписания, в том числе тех документов, которые директор может подписывать в отношении себя лично; • недостаточно четкий и ясный порядок распределения дивидендов частной компании; • несогласованность регулирования или противоречие в нормах, когда разные положения устанавливают разные требования для одной и той же ситуации.

Так, согласно Типовому уставу частной компании (статья 11), решение об увеличении уставного капитала принимается Простым решением акционеров, если иное не предусмотрено в Регламенте. Однако, если в связи с изменением уставного капитала требуется изменить устав (так как в уставе содержатся сведения об уставном капитале), то согласно Типовому уставу частной компании, решение о внесении изменений в устав принимается Специальным решением (статья 30).

Требования к содержанию устава устанавливаются в разделе 2.2.2. Регламента и допускают включение в устав любых положений, в том числе касающихся процедур принятия решений (статья 14.(3), статья 75.(1), статья 98).

Исключительная компетенция высшего органа не содержится в какой-либо единой статье и вопросы, отнесенные к компетенции высшего органа, можно определить в уставе. Кроме того, Регламент предусматривает, что следующие решения должны быть приняты акционерами:

• внесение изменений в Устав - статья 19(1); • изменение названия компании - статья 22(1); • увеличение уставного капитала - статья 44; • перерегистрация в качестве публичной компании - статья 40(1); • покупка собственных акций - статья 61(2); • уменьшение уставного капитала - статья 64(1).

В соответствии с Правилами, акционерами должны быть утверждены следующие вопросы: • Преобразование в инвестиционную компанию (Investment Company) - статья 6.3.1; • Преобразование в компанию с защитой по сегментам[32] (Protected Cell Company) - статья 8.3.1.

В соответствии с AIFC Insolvency Regulations акционеры принимают решение о добровольной ликвидации компании, а также вправе назначить одного или нескольких ликвидаторов компании – статья 32.

Полномочия общего собрания акционеров не дублируются в уставе, а полномочия директоров сводятся к лаконичной формулировке: "the business of the Company must be managed by the Directors" (ст. 18.1.). Таким образом, акты МФЦА передают основные управленческие права совету директоров, тогда как акционеры наделяются только ключевыми полномочиями, такими как изменение устава, уставного капитала, назначение директоров и принятие решений о ликвидации.

Такая концепция может быть непривычной для тех, кто долгое время работает с уставами ТОО, где традиционно закрепляется достаточно широкая исключительная компетенция общего собрания участников[33] .

Акционеры могут выбрать Типовой устав (Standard Articles) либо утвердить индивидуальный (Bespoke Articles). Об этом указывается при регистрации частной компании на портале e-Residence (www.digitalresident.kz) при заполнении сведений об уставе. В таком случае в уставе прописывается компетенция органов управления, в том числе порядок созыва и проведения собраний, а также порядок принятия решений, определяются вопросы, отнесенные к компетенции акционеров (Shareholders Reserved Matters) и Совета директоров (Board Reserved Matters).

Кроме того, необходимо детально раскрыть полномочия CEO, так как акты МФЦА почти не устанавливают компетенцию CEO, так как Типовой устав ограничивается следующей формулировкой: CEO должен иметь самые широкие полномочия действовать при любых обстоятельствах от имени компании, в пределах корпоративных целей и с учетом полномочий, прямо закрепленных законом за собраниями акционеров и директорами. CEO представляет компанию в ее отношениях с третьими лицами (статьи 18.1 и 18.2 Типового устава).

Акты МФЦА не содержат детального определения "CEO" и вопросов, отнесенных к его компетенции. При этом акционеры частной компании могут назначить одного и того же человека на позиции директора и CEO. Однако в случае, если это разные лица, их обязанности и ответственность должны быть четко распределены в уставе. Это является неотъемлемой необходимостью, особенно с учетом обширных взаимодействий с государственными органами и банковскими учреждениями, для которых важно иметь дело с уполномоченным лицом, имеющим право представлять компанию (подробнее о компетенции директоров и CEO см. статью Т. Культелеева "10 вопросов юристу о директоре и CEO в МФЦА").

Также значительным недостатком является то, что устав частной компании может быть подписан лицом, уполномоченным общим собранием акционеров. На наш взгляд это может создавать риски и возможность для махинаций.

9. Есть ли требование заключать соглашения акционеров?

Акционеры по своему усмотрению могут заключить SHA, определив права и обязанности акционеров, в том числе по выходу из компании, праву преимущественной покупки; структуру органов управления компании; порядок назначения директоров и CEO; порядок отнесения вопросов к компетенции тех или иных органов (эти же вопросы нужно дублировать в уставе либо делать отсылку на SHA); порядок присоединения новых акционеров; порядок распределения дивидендов; способы разрешения тупиковых ситуаций, а также закрепив в нем различные инструменты, в том числе put option, call option, tag alone, drag alone и т.д. Что касается права, применимого к договору, то стороны могут выбрать в качестве применимого любое право, в том числе право Англии и Уэльса.

SHA не является обязательным документом в отличие от требований для учредителей (участников) ТОО в обязательном порядке заключить учредительный договор (исключением являются ТОО, которые ведут реестр участников в Центральном депозитарии), а в АО действие учредительного договора вообще прекращается со дня государственной регистрации выпуска объявленных акций[34] .

Требование о нотариальном удостоверении SHA отсутствует, однако стороны по своему желанию могут обратиться к нотариусу. Если сторонами соглашения являются физические лица, мы рекомендуем нотариальное удостоверение для обеспечения дополнительной юридической силы документа.

Уведомлять Регистратора о заключении или изменении SHA не требуется.

Директор подписывает Уведомление об изменении устава[35] и прикладывает копию устава и Специального решения акционеров об одобрении устава, а также Сертификат, выданный как минимум одним из директоров компании, подтверждающий, что предлагаемое изменение соответствует требованиям Регламента и Правил. Важно помнить, что в соответствии с разделом 28 Регламента "Предоставление специальных решений и некоторых других решений и соглашений, касающихся учредительных документов компании", компания обязана подать письменную копию каждого решения или соглашения в течение 15 дней после дня его принятия или заключения. Нарушение данного требования наказывается штрафом до 5000 долларов США. Анализ данного пункта и определения термина "Учредительные документы" (Constitutional Documents), приведенного в пункте 4 Приложения 1 Регламента, позволяет заключить, что SHA не относится к учредительным документам, поскольку такое соглашение не утверждается каким-либо решением компании.

10. Публичный реестр МФЦА: какая информация подлежит раскрытию и о чем необходимо уведомлять регистратора?

Публичный реестр МФЦА (https://publicreg.myafsa.com/) доступен для всеобщего пользования и не требует специальной регистрации на данном портале и работает без ЭЦП. В реестре представлена информация о зарегистрированных организациях, авторизированных фирмах (имеющих лицензию на регулируемый вид деятельности), представлены списки участников FinTech лаборатории, поставщиков вспомогательных услуг и оценщиков состоятельности и ликвидаторов.

Сведения об организациях содержат следующую информацию: наименование, форма организации, БИН, дата регистрации, вид деятельности, статус регистрации, адрес (активный или исключенный из реестра), сведения об акционерах и уставном капитале, выпущенных акциях и их классах, информация о залоге, сведения о ролях в частной компании (директора, CEO, уполномоченный подписант).

Что интересно, о роли уполномоченного подписанта (Authorised Signatory) нет упоминания ни в Регламенте, ни в Глоссарии[36] , ни в остальных актах. Как мы понимаем таким лицом может быть любое лицо, уполномоченное действовать от имени компании в том числе на основании доверенности или корпоративного решения. И обычно после регистрации компании, если она осуществлялась представителем, сведения о нем автоматически попадают в эту графу (даже если его функции были ограничены только регистрацией компании).

Как мы ранее упоминали, в частных компаниях могут выпущены различные классы акций с установлением специальных прав, привилегий или ограничений, связанных с определёнными классами акций, однако, отметим, что в Публичном реестре не содержится детальной информации о правах по акциям.

В соответствии с пунктами 2, 4 и 14 статьи 52 Регламента, компания обязана оперативно вносить в Реестр акционеров определенные данные (или предоставлять их Регистратору, если реестр ведется непосредственно им). В частности, для акций, которые не полностью оплачены, необходимо указывать сумму, остающуюся неоплаченной по каждой акции. Однако данная информация не отображается в Публичном реестре МФЦА.

Публичный реестр также не предоставляет информации о бенефициарных владельцах.

Кроме того, как уже упоминалось в предыдущих ответах, компания обязана уведомлять Регистратора о ряде важных событий и решений. В их числе: (i) принятие специальных решений и некоторых других решений или соглашений, затрагивающих учредительные документы компании; (ii) размещение акций за вознаграждение, отличное от денежных средств; (iii) изменение бенефициарного собственника; (iv) ежегодные отчеты (Annual Filings) и в других случаях, предусмотренные нормативными актами (подробнее об этом см. статью Т. Культелеева "10 вопросов юристу о пострегистрационных действиях в Международном финансовом центре "Астана").

[1] Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17 июля2024 года) (далее – "Закон о ТОО"). [2] Ответ Министра юстиции Республики Казахстан от 26 июля 2010 года на вопрос от 16 июля 2010 года № 45784. [3] Ответ Министерства юстиции Республики Казахстан от 11 сентября 2023 No ЗТ-2023-01589800. [4] Конституционный закон РК "О Международном финансовом центре "Астана" от 7 декабря 2015 года № 438-V ЗРК (далее – "Конституционный закон об МФЦА"). [5] Ответ Министерства юстиции Республики Казахстан от 16.10.2024 №ЗТ-2024-05438716. [6] AIFC Companies Regulations No. 2 от 20 декабря 2017 года (с поправками от 28 декабря 2022 года, вступившими в силу 1 января 2023 года). [7] AIFC Companies Rules No. GR0004 от 29 декабря 2017 года (с поправками от 17 октября 2021 года, вступившими в силу 1 января 2022 года). [8] Перечень лиц, для которых не требуются разрешения местных исполнительных органов на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности, утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 ноября 2023 года № 1041 (далее – "Перечень ИРС"). [9] Правила оформления приглашений, согласования приглашений на въезд иностранцев и лиц без гражданства в Республику Казахстан, выдачи, аннулирования, восстановления виз Республики Казахстан, а также продления и сокращения сроков их действия, утверждены Совместным приказом исполняющего обязанности Министра иностранных дел Республики Казахстан от 24 ноября 2016 года № 11-1-2/555 и Министра внутренних дел Республики Казахстан от 28 ноября 2016 года № 1100 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11 июня 2021 года) (далее – "Правила выдачи виз"). [10] Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22 июля 2024 года) (далее – "Закон о миграции"). [11] ЕАЭС (Евразийский экономический союз) — международная организация региональной экономической интеграции, созданная для обеспечения свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между государствами-членами. В состав ЕАЭС входят Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Кыргызстан. Основная цель союза — создать единое экономическое пространство, способствующее развитию экономики, торговле и сотрудничеству между странами-участницами. [12] Письмо Комитета миграционной службы МВД РК от 30 апреля 2021 года № 8-8-3-33/ЖТ-М-149 (имеется в СПС "Параграф"). [13] См. например, решение Специализированного межрайонного экономического суда города Алматы 15 июля 2021 года № 7527-21-00-2/4314 (доступно в судебном кабинете http://office.sud.kz/). [14] Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21 октября 2024 года) (далее – "Предпринимательский кодекс"). [15] МРП — это месячный расчетный показатель, который используется в Казахстане для расчетов налогов, штрафов, социальных выплат и других обязательных платежей. Размер МРП устанавливается ежегодно законом о республиканском бюджете. В 2025 году 1 МРП равен 3932 тенге. [16] Согласно разделу 4 Приложения № 1 Регламента, Обычное Решение (Ordinary Resolution) компании означает решение, принятое простым большинством голосов акционеров (или акционеров соответствующего класса акций), которые голосуют лично или, если это разрешено, через представителя…// Специальное решение (Special Resolution) компании означает решение, принятое не менее чем 75% голосов акционеров (или акционеров соответствующего класса акций), которые голосуют лично или, если это разрешено, через представителя …. [17] Подписка осуществляется путем заключения Subscription Agreement между компанией и акционером. [18] Guidance on Filing Obligations of AIFC Participants to the Registrar (далее – "Руководство по обязанностям участников МФЦА по подаче документов"). [19] Приложение 5-1 AIFC Fees Rules (fees) NO. FR0007 от 10 декабря 2017 года (с поправками от 9 декабря 2022 года, вступившими в силу с 1 января 2024 года) (далее – "Правила о сборах"). [20] Раздел пострегистраций МФЦА: https://afsa.aifc.kz/en/post-registration. [21] Предоставление сведений о всех регистрационных действиях https://egov.kz/cms/ru/services/facts_on_legal_persons/e_080. [22] Публичный реестр МФЦА: https://publicreg.myafsa.com. [23] Закон Республики Казахстан от 2 июля 2018 года № 167-VI «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08 июня.2024 года) (далее – "Закон о валютном регулировании"). [24] Пункт 9 Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 10 апреля 2019 года № 64 «Об утверждении Правил мониторинга валютных операций в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.09.2024 г.). [25] Правила МФЦА № 6 от 10 ноября 2021 года с изменениями на 15 февраля 2024 года (далее – "Правила валютного регулирования"). [26] Приложение № 10 Правил о сборах. [27] AIFC GENERAL RULES AIFC RULES NO. FR0001 OF 2017 (с изменениями по состоянию на 10 сентября 2023 года, вступающими в силу с 1 января 2024 года). [28] См. п. 7 ст. 6 Конституционного закона об МФЦА, а также https://aifc.kz/tax-benefits/ [29] Закон Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" от 16 мая 2014 года № 202-V ЗРК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.10.2024 г.) (далее – "Закон о разрешениях "). [30] Dealing in Investments as Principal, Dealing in Investments as Agent, Managing Investments, Advising on Investments, Arranging Deals in Investments. [31] AIFC Contract Regulations No. 3 от 20 декабря 2017 года (с поправками от 10 июня 2022 года, вступившими в силу с 1 октября 2022 года). [32] Компания с защитой по сегментам (Protected Cell Company, PCC) — это компания, которая делит свои активы и обязательства на отдельные "ячейки". Каждая ячейка работает отдельно от других, что защищает активы одной ячейки от рисков, связанных с другой. [33] Интересно отметить, что законодательство Кыргызской Республики об обществах с ограниченной ответственностью также ограничивает исключительную компетенцию общего собрания участников узким кругом вопросов, что весьма схоже с подходом, используемым для частных компаний в рамках МФЦА (Закон Кыргызской Республики О хозяйственных товариществах и обществах от 15 ноября 1996 года № 60 с изменениями и дополнениями по состоянию на 16 февраля 2023 года). [34] Закон Республики Казахстан "Об акционерных обществах" от 13 мая 2003 года № 415 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09.2024 г.) [35] Форма AIFC Notice of Amendment of Articles of Association. [36] AIFC GLOSSARY AIFC ACT NO. FR0017 OF 2018 (с изменениями от 22 сентября 2024 года, вступающими в силу 18 октября 2024 года).